1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. 25 лет MP3

25 лет MP3

Изобретение, которое навсегда перевернуло мир музыки, родилось вовсе не в Силиконовой долине, а в немецком научно-исследовательском центре. Пройдя грозовые периоды адвокатских исков, сначала поддержку, а затем отказ всесильной корпорации Apple, цифровой формат передачи аудиоданных MP3 изменил ландшафт музыкальной индустрии настолько радикально, что по степени воздействия может сравниться с появлением фонографа, первого реального устройства хранения-воспроизведения музыкальных «консервов» в 1877 году.

Когда

Институт интегральных схем имени Фраунгофера в немецком городе Эрланген получил официальное одобрение на использование расширения файлов «.mp3» 14 июля 1995 года. Это расширение следовало использовать для аудиофайлов, стандарт которых разработал Институт имени Фраунгофера.

Кто

Аспирант Карл-Хайнц Бранденбург защитил докторскую диссертацию в 1982 году в области технической электроники. Он начал изучать возможности цифровой передачи музыкальной информации по линиям ISDN с 1977 года. В итоге, будучи уже доктором наук, Бранденбург придумал процесс кодирования аудиосигнала со сжатием, основанный на психоакустическом восприятии звуковой информации в условиях маскирования одних компонентов сложного сигнала другими.

Почему

Проблема передачи цифрового аудиосигнала в те годы казалась неразрешимой. Объем передаваемых данных для формата CD-Audio требовал немыслимых для того времени скоростей. То же самое с хранением файлов — в 1995 году жесткий диск объемом в 700–800 Мб стоил около 200 долларов и на него поместился бы один компакт-диск, то есть 60–70 минут музыки. По заказу MPEG (Объединение киноинженеров) исследователи начали работу над стандартом, который бы «выбросил» звуковые данные, условно назначенные лишними, и сократил бы объем хранимого файла и скорость передаваемого сигнального потока. MP3 снизил эту скорость (и объем) практически в 10 раз.

Последствия появления MP3

Есть легенда, что Карл-Хайнц Бранденбург отлаживал «прозрачность» сжатия музыки с помощью своего любимого трека Tom’s Diner Сюзанны Вега. Он подтверждал это в интервью немецкому телевидению: «Я переслушал эту песню много тысяч раз. Но она мне нравилась и поэтому не надоела».  В итоге Бранденбург и его коллеги довели алгоритм МР3 до ума — насколько это было возможно в условиях жесткой экономии размера файла или скорости потока.

Теперь-то мы знаем, что бизнес-модель Института им. Фраунгофера провалилась. Так бывает. Изобретение зажило своей жизнью — совсем не так, как планировали создатели.

Цепочка сжатия сигнала состоит из необходимых звеньев: кодера, который пакует музыку в требуемое ложе формата MP3; затем в дело вступает система доставки контента до конечного пользователя; ну а на стороне потребителя в дело вступает декодер, который достает аудиосигнал из упаковки MP3 и превращает его в сигнал, годный для преобразования в аналоговый/годный для усиления.

Так вот, монетизировать MP3 его создатели хотели за счет продажи кодеров. Аппаратных, для вещателей, или программных, для производителей контента — они, или лицензия на них, задумывалась как весьма дорогие. Чтобы формат быстро распространился, лицензию на декодер в аппаратуре конечного потребителя сделали практически бесплатной.

Все эти благие намерения испарились очень быстро. В дело вступил интернет — та, среда, в которой и должен был распространяться MP3.

Австралийский хакер

Институт Фраунгофера продавал ознакомительную программную версию кодера онлайн. Версия была ограниченная по длительности кодирования (1 минута) и предлагалась для тест-драйва. В 1997 году некий студент из Австралии взломал ознакомительную версию и снял ограничения по длительности кодируемого трека. Взломанной версией он поделился со всей сетью Интернет через файлообменные серверы ftp. Теперь каждый мог гнать MP3-самогон на домашнем ПК. Через два года другой студент, в США, придумал протокол обмена музыкальными MP3-файлами в  закрытых сетях peer-to-peer, Так родилась платформа Napster, которая хоть и просуществовала недолго из-за давлением исков правообладателей, но успела запустить волну музыкального пиратства. Будучи поставлен перед денежным выбором — 17 долларов/фунтов/будущих евро за диск CD-качества или 0 за низкого качества MP3-копию — массовый потребитель начал понемногу сдаваться криминалу. Джинн был выпущен из бутылки.

Сюзанна Вега посетила Институт им. Фраунгофера в 2007 году (фото Daniel Karmann | DPA)
Шон Фаннинг, основатель Napster, на конференции после решения суда о закрытии компании в 2001 году
MP3 и Windows: проигрыватель WinAmp
Стив Джобс представляет iPod в 2001 году (фото AP)

Борьба за права музыкантов, уход Apple

В эпоху медленного интернета музыкальной индустрии было тяжело противопоставить низкому качеству MP3 «нормальные» цифровые файлы, которые бы пользователи скачивали за плату. Попытки внедрить в аудиофайлы водяные знаки в виде DRM тоже не особо удались, так как это урезало удобство пользования.

Хронология событий тут такая: в 1999 году появился первый официальный продавец МP3-музыки через интернет (американский лейбл SubPop). Вскоре специально под новый формат появились даже портативные плееры. Среди них например Rio, изображенный на заглавной картинке этой статьи. К движению в 2001 году подключилась корпорация Apple: первый портативный плеер iPod в 2001 году «играл» только MP3-файлы (и не сжатые AIFF/WAV). Вместо узкого круга технически продвинутых энтузиастов цифровая сжатая музыка вышла в мир обычных людей. Это сделал Apple, параллельно ведя работы над собственным методом сжатого кодирования (AAC). В 2003 году Apple попрощался с MP3 и перевел музыку в свой формат AAC.

Суды и иски, нарушения авторского права сопровождали MP3 чуть ли не с момента запуска. Тем не менее джинн в бутылку не лез — ему законы не писаны.

2010-е, стриминг, Spotify и смартфоны

Законы рынка оказались сильнее юриспруденции. Удобство пользования и доступ со смартфонов к онлайн-фонотекам, службам подписки («стриминг») — таким как Spotify — отодвинул обмен файлами MP3 в сторону. Сама система продажи музыки радикально изменилась — вместо iTunes по 99 центов за трек, проще оформить месячную подписку и получить доступ к миллионам треков. Отчисления исполнителям теперь идут с числа воспроизведений трека. Темная эпоха, в которой правообладатели боролись с воровством доходов, а пользователи, не глухие к качеству звуку, проклинали форматы с потерями информации, завершилась.

Ландшафт музыкальной индустрии опять изменился до неузнаваемости. Быстрый современный интернет отменил нужду в сжатии и кодировании с потерями информации, файлы и потоковые службы теперь без труда доставляют в ваши смартфоны или домашние аудиосистемы музыку в высоком разрешении и без всякого вредного сжатия. По рельсам доставки музыкального товара, проложенным MP3, побежали легальные «стримы» и файлы в доселе неведомом качестве и, в общем случае, не дорогие (российская подписка на всевозможную музыку в Hi-Fi-качестве начинается с 255 рублей в месяц). А уж про аппаратуру воспроизведения и говорить нечего: достаточно посмотреть на ассортимент ЦАПов и сетевых плееров Chord Electronics на нашем сайте…

Сергей Таранов, © 2020

Начало работы над MP3. Слева направо: Harald Popp, Stefan Krägeloh, Hartmut Schott, Bernhard Grill, Heinz Gerhäuser, Ernst Eberlein, Karlheinz Brandenburg и Thomas Sporer. 1987 год, Fraunhofer IIS
Через 20 лет. К-Х. Бранденбург, Юрген Герре, Сюзанна Вега, Б. Грилл и Г. Попп на пресс-конференции в Институте Фраунгофера в 2007
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Домашнее кино с Fyne Audio. Тестирование серии F300
ЦАП и усилитель для наушников Linear USB II в новом обзоре на Audio-PH