SoundStage Ultra — портал из семейства сайтов Sound Stage, посвященный дорогой аппаратуре high end. В конце прошлого года он фактически первым в мире опубликовал пространное ревю акустических систем Fact Fenestria фирмы PMC (Professional Monitor Company).
Этот обзор целиком вы можете прочитать на английском языке на сайте SoundStageUltra.com, мы же приведем перевод основных его частей.
Эрон Гаррехт, американский обозреватель SoundStage Ultra начинает с того, что влияние акустических систем (АС) на итоговый результат — звучание музыки дома — конечно, самое заметное из всех компонентов. Менее заметен, но тоже немаловажен и вклад комнаты. Через комнату прослушивания Гаррехта прошло много АС и ее звуковой отпечаток (комната относительно сильно заглушена акустически) ему хорошо знаком.
Инженерия
Fact Fenestria — новый флагман домашней линейки акустических систем именитой английской фирмы. На его разработку ушло около 5 лет и руководил процессом Оливер Томас, сын главы фирмы Питера Томаса. Помимо Оливера, основными разработчиками Fenestria были штатные инженеры PMC Тоби Ридли (отвечает за новые разработки) и Элиотт Уайт ( главный по электронике).
В общей концепции Fact Fenestria акцент сделан на защиту от резонансов и изоляцию колебательных элементов друг от друга и от внешней среды. Для этого приняты следующие важные меры:
1- Механическая развязка басового модуля. Наиболее интенсивные механические колебания в любой АС генерируются НЧ-громковорителями, поэтому два модуля с НЧ-динамиками разнесены друг от друга, а СЧ- и ВЧ-излучатели размещены в отдельном суб-модуле.
2. Изоляцию модулей обеспечивает система антивибрационных креплений, которая была разработана на основе данных лазерных измерений прохождения вибраций и затем дополнительно настроена на гашение определенных резонансных частот.
3. Поскольку вторичное переизлучение звука в комнату прослушивания от вибрирующих панелей корпуса АС ведет к неприятной окраске звучания и потери его прозрачности, то инженеры PMC разработали оригинальную систему противофазных маятников-сейсмогасителей, заменяющих боковые панели корпуса и работающих как активные вибропоглотители.
Фирменная трансмиссионная линия ATL в Fact Fenestria сложена внутри каждого басового корпуса в лабиринт длиной 2,4 м и отличается новым материалом внутреннего звукопоглотителя и антитурбулентным рассекателем Laminair на выходах.
Все динамики в Fenestria разработаны специально для этой модели, причем мягкий тканевый купол среднечастотника хлопковый, а не шелковый, как это было в других моделях, и состав пропитки поменялся. В результате 75-миллиметровый купол перекрывает широкий частотный диапазон от 380 до 3800 Гц.
И среднечастотник, и новый высокочастотник с куполом диаметром 19 мм из такого же, как СЧ материала, размещены в литом алюминиевом модуле The Next, причем ВЧ-головка монтируется в хитрый развязывающий элемент с жидкосиликоновой подвеской.
Надо сказать, что первое, что меня поразило при прослушивании Fenestria — это насколько слитно действуют все ее шесть динамиков. При внушительных размерах Fenestria звучит как точечный источник — свидетельство грамотного проектирования, высочайшего качества самих динамиков и их оформления, а также, конечно, правильности работы разделительного фильтра
Когда, я увидел плату разделительных фильтров Fenestria, то удивился. Не ожидал, что она такая большая, что занимает фактически всю внутреннюю поверхность нижней панели. Оливер Томас рассказал, что это относительно сложная схема с резким спадом четвертого порядка на частотах раздела и регулятором плавного подъема/спада амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) на высоких и даже на низких частотах (±3 дБ). В схеме применены качественные компоненты с малыми потерями, сама печатная плата стекловолоконная толщиной 2 мм и с массивными медными дрожками, защищенными слоем золота от окисления. Разделительный фильтр, как и все другие ключевые узлы конструкции, защищен от проникновения вибраций и резонансов.
Расстановка в комнате
С распаковкой и сборкой колонок, а каждая упакована в пять коробок, мне помогал Питер Фрост, один из менеджеров американского офиса PMC, хотя в принципе на сайте PMC имеется вполне понятная видеоинструкция.
С расстановкой было не все так очевидно и я побаивался, что в моей комнате (длина 6,7 х ширина 3,65 х высота 2,45 м) им может не хватить места. Оказалось, что не так страшен черт, как его малюют и мы управились примерно за час, что в целом меньше обычного для меня при установке новых АС.
Комплект аппаратуры
В мою обычную аудиосистему входит цифровой источник (мини-ПК Intel NUC с Windows 10 и Roon, ЦАП PS Audio DirectStream DAC с сетевой картой Bridge II), усилители Audio Research Reference 6 (предварительный) и моноблоки Simaudio Moon Evolution W-7M (усилители мощности). Кабели Kimber Kable Select 6063 и KS 1116, а также Clarus Crimson. Электроника у меня включена в сетевой фильтр Torus AVR 20.
Качество звучания
Итак, мы с Дэвидом Фростом завершили расстановку и подобрали окончательное положение регуляторов НЧ и ВЧ в фильтре. Точный фокус и прозрачность в среднем регистре — этот признак звучания узнаваем из опыта тестирования относительно небольших, но масштабных по звуку, домашних мониторов PMC IB2. Тогда, несколько лет назад, я был просто ошеломлен цельностью пространственной картины IB2 в сочетании с точнейшей локализацией — важным элементом общей натуральности их звучания. Эти характеристики немедленно проявляются и у Fact Fenestria, но в отличие от того опыта, сейчас они не являются определяющими. Нет, они скорее верхушка айсберга.
Fenestria — это о чистоте звука. Чистый путь сигнала, чистый звук, чистая музыка при воспроизведении. Последняя указанная характеристика — самая трудная в воплощении
В мире не перевелись грамотные инженеры и технические характеристики у немалого числа акустических систем могут вызывать восторг — как и красота экзотического дизайна, замечательного качества отделка корпуса, дорогие и необычные динамики. Но при этом я чаще наблюдаю несоответствие: качество звука не вызывает восхищения, а цифры измеренных параметров великолепные.
Fenestria к такому типу АС не относится. Да, конструктивно здесь все на высоте — шесть динамиков «Хай-тек», необычные фильтры, сложный корпус. Но каждый из этих элементов задуман и существует не сам по себе: они нужны, чтобы помогать и дополнять друг друга. И в этом идея PMC Fenestria, то, что ее выделяет среди других АС.
Прозрачный и органичный характер звука Fenestria поддерживал мое тайное стремление сделать музыку погромче. С каждым прослушиванием я понемногу смелел в это плане. И был вознагражден. Барабан-бочка и бас-гитара буквально пробивали мою комнату — и грудную клетку — четким и цельным ритмом с великолепным контролем атаки и затухания. В Pink Floyd “Another Brick in the Wall, Pt. 2” АС держали слитность и чистоту, создавая прозрачную звуковую сферу с точно очерченными образами инструментов уверенно и без напряжения.
Даже на больших уровнях громкости Fenestria бережно хранит тональный баланс и я так и не услышал прибавки в жесткости звука или компрессии. Ничего похожего: натуральное звучание с полной палитрой красок не меняло характера, а запас мощности казался неисчерпаемым
Выводы
Только удовольствие и вовлеченность в музыку. Испытывая замечательные акустические системы PMC Fact Fenestria у себя дома, я получал только положительные эмоции. Сложная наука и техника, вложенная в эту конструкцию, дает результат. Fenestria как бы исчезает из комнаты, оставляя музыку — в этом плане она превосходит все АС, что побывали у меня раньше.
Награда от портала SoundStage для АС PMC Fact Fenestria — Reviewers Choice (рекомендация от редакторов).
Акустические системы PMC Fact Fenestria в каталоге товаров