1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Chord Electronics
  4. Прорыв. Chord Electronics ULTIMA и волна перемен

Прорыв. Chord Electronics ULTIMA и волна перемен

Нелегко найти усилитель под стать самым передовым FPGA ЦАПам и процессорам (Chord DAVE и Chord M-Scaler) в мире.

Фантастический прирост качества звука, которое дают новые цифровые источники Chord Electronics с программируемыми ЦАПами на матрицах FPGA, позволил создать усилители нового поколения. С таким точным инструментом намного легче оценить направление разработок в усилителях.

Масштабное обновления линейки усилителей Chord Electronics началось с компактного усилителя мощности Etude из серии Choral. С виду скромный, этот усилитель, однако, изменил очень многое. Ну а толчком к цунами изменений стали новые возможности цифрового звука.

Своеобразная цепная реакция началась с самого продвинутого в мире ЦАПа Chord DAVE, уникальная программная реализация цифро-аналогового преобразования в котором, позволила достигнуть абсолютно невиданных доселе технических параметров. Предсказывающие поведение сигнала во времени цифровые фильтры с миллионами взвешивающих коэффициентов открыли совершенно новые нюансы в воспроизведения звука.

Перейдя на новый уровень качества звука в источнике сигнала, руководитель Chord Electronics Джон Франкс начал готовить подобный же скачок развития в усилительных схемах. Фундамент для этого уже был создан в научной среде и ждал прикладного использования уже немало лет. В учебнике Боба Корделла (Bob Cordell. Designing Power Amplifiers, первое издание вышло в 2011) целая глава посвящена необычным принципам борьбы с искажениями в усилителях на полевых транзисторах MOSFET. Эти принципы были подробно описаны Корделлом в 1984 году в научной статье для JAES (Journal of the Audio Engineering Society) в 1984. Там же была представлена схема усилителя на HEXFET (сборка из шестиугольных кристаллов, которая позволяет создать сверхмощный полевой транзистор в одном корпусе).  В этой схеме Корделл применил коррекцию нелинейности схемы по напряжению с помощью двойной упреждающей связи: прямой положительной и отрицательной обратной. Теорию же такой коррекции искажений создал профессор Эссекского университета Хоуксфорд (Malcolm J. Hawksford) в начале 80-х, базируясь, в свою очередь, на работах гиганта звукотехники 60-х Питер Уокера.

В отличие от обычной отрицательной обратной связи, которая лишь снижает искажения, схема двойной упреждающей связи работает по принципу противофазной компенсации.

Приложив к теории Хоуксфорда собственные разработки, Джон Франкс смог совершить колоссальный качественный скачок и в усилителях. Большой опыт работы в микроэлектронике и рабочие связи с производителем полупроводников помогли воплотить в реальность идеальный полевой транзистор для схемы с двойной связью. Так были уменьшены искажения. Уменьшить же уровень шумов и сохранить широкую полосу мощности усилителя помог импульсный блок питания Джона Франкса, с которым он собственно и пришел в производство усилителей после успешной карьеры в авиационной электронике.

Традиционно для электропитания мощных усилителей разработчики использует массивные трансформаторные схемы, работающие на частоте электросети (50 или 60 Гц). Цепи сглаживания пульсаций выходного напряжения в таких случая запасают/отдают энергию с периодичностью 120 раз в секунду.

Мощные компоненты таких схем — выпрямительные диоды, стабилизаторы и тп — мало того, что требуют массивных металлических элементов для отвода тепла, так еще и сами генерируют шлейф помех, проникающих обратно в электросеть. По мнению Джона Франкса, для воспроизведения музыки таким блокам питания не хватает скорости реакции и из-за этого плохо передаются переходные характеристики, хотя бы потому что на частотах ниже 120 Гц конденсаторы в сглаживающих фильтрах не успевают перезарядиться.

В авиационной промышленности Франкс разрабатывал совсем другие устройства снабжения напряжением: легкие, с высоким КПД — работающие не на частоте электросети, а после многоэтапного преобразования ее в высокочастотное напряжение. В звукотехнике импульсные блоки питания начали применять примерно с 1980 года, но в аппаратуре high end они не приживались, так как оказывались сложными в разработке при условии соблюдения помехозащищенности. К 1989 году, однако, Джон Франкс усовершенствовал схему и конструкцию своего блока питания  настолько, что успешно вышел на рынок студийной аппаратуры и high end с эпохальным усилителем Chord SPM900.

Помимо высокого КПД и отличных массогабаритных данных высокочастотный блок электропитания Джона Франкса еще и решает проблему дисбаланса между положительным и отрицательным плечом двухполярного выходного напряжения. В обычном БП при воспроизведении музыкального сигнала с неравномерной нагрузкой по «положительной» или «отрицательной» полуволне этот перекос неизбежен, особенно при большом токе.  Здесь же выравнивание происходит уже в ВЧ-трансформаторе, за счет магнитного сцепления между плечами и при большом потреблении в одном плече, токовая нагрузка все равно распределяется равномерно. За счет «динамической связи» Dynamic Coupling в блоке питания усилитель моментально реагирует на динамику развития музыки и снижает уровень шумов, так как большие токи теперь не влияют на потенциал нулевой точки.

Как мы уже упоминали, волна перемен в усилителях Chord Electronic началась с небольшого по габаритам стереоусилителя мощности Etude серии Choral. Тест-драйв прошел с успехом и тогда новые инженерные находки в полном объеме можно было осваивать в самой «верхней» серии, совсем на других уровнях мощности и возможностях топологии схемы в большом и хорошо экранированном корпусе. На сегодня серия ULTIMA включает в себя уже  7 моделей: два предварительных усилителя, три моноусилителя мощности и два стерео.

Структура серии ULTIMA сейчас

ULTIMA. Моноблоки, вершина серии с умопомрачительной выходной мощностью в 780 Вт на 8 Ом и способностью «раскачать» любую нагрузку.  64 заказных полевых транзистора MOSFET, высоковольтный широкополосный драйверный каскад  с двойной связью (прямой и обратной).

Огромный запас по току за счет нескольких импульсных блоков питания: ±125 В для драйверной схемы и ±110 В для выходных транзисторов (номинальная мощность блока питания 2 кВт, в динамике 4 кВт!).

При этом следящая схема смещения позволяет держать малый ток покоя и поэтому в режиме ожидания эти могучие усилители почти не нагреваются.

ULTIMA Pre. Флагманский предусилитель с восемью линейными входами (4 RCA и 4XLR), с обходом для AV-декодера и тремя выходами. Имеется также регулировка баланса каналов и поканальные регулятора тембра НЧ и ВЧ. Конструкция «двойное моно». Среди пользовательских удобств система селектора записи Bus A/Bus B, которая позволяет слушать сигнал с одного входа, а для записи выбрать другой вход, а также 6-шаговая регулировка чувствительности каждого входа.

ULTIMA 2 и ULTIMA 3 переносят идеологию схемы флагмана в менее габаритные корпуса. Это тоже моноблоки, выходной мощностью 750 Вт и 480 Вт соответственно (на 8 Ом). В них используется 32 заказных выходных транзистора MOSFET и те же схемные решения.

Предусилитель ULTIMA Pre 2 предназначен в первую очередь для использования с парой моноблоков ULTIMA 2 или ULTIMA 3. Он отличается от флагманского ULTIMA Pre значительно меньшими габаритами, но обеспечивает практически идентичный функционал (два выхода вместо трех).

За счет унифицированных опор Integra Pre 2 и усилители ULTIMA 2 можно ставить друг на друга или интегрировать со стойкой серии Choral.

Новые стереоусилители мощности ULTIMA 5 и ULTIMA 6 дают серии дополнительные варианты с компактным расположением и однокорпусным усилителем вместо двух моноблоков. В ULTIMA 5 используется по 32 мощных полевых транзистора на канал, что дает выходную мощность в 300 Вт на 8 Ом, а в ULTIMA 6 — по 16 (180 Вт).

Оригинальный текст АО «Нэкст». © Сергей Таранов

Эти товары в каталоге:

усилитель мощности (моно) ULTIMA

предусилитель ULTIMA Pre

предусилитель ULTIMA Pre 2

усилитель мощности (моно) ULTIMA 2

усилитель мощности (моно) ULTIMA 3

усилитель мощности (стерео) ULTIMA 5

усилитель мощности (стерео) ULTIMA 6

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Встроено и скрыто: «встройка» Fyne Audio
Обзор PMC Fact Fenestria на портале SoundStage Ultra