1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Chord Electronics
  4. Как Chord M Scaler меняет нашу музыку

Как Chord M Scaler меняет нашу музыку

Отвечает Роб Уоттс, главный специалист по цифровому аудио в  Chord Electronics.

Цифровой процессор, который смотрит на музыку не как набор частот, а как на события, протекающие во времени. В Chord M Scaler используется самый мощный на текущий момент цифровой НЧ-фильтр интерполяции. Он был придуман Робертом Уоттсом для точной реконструкции поведения аналогового сигнала во времени и называется WTA (Watts Transient Alignment)

Фильтр WTA в M Scaler реализован программно, с помощью FPGA (программируемых логических интегральных схем). Для математического анализа поступающего цифрового сигнала и предсказания точек интерполяции используются 56-разрядные вычисления на частоте, 16-кратной частоте дискретизации исходного сигнала.  Их выполняют 740 процессорных ядер в FPGA и длина (количество взвешивающих коэффициентов) реализуемого фильтра составляет немыслимые 1 миллион 15 тысяч 808 отсчетов.

В заметке для журнала Stereophile, Роб Уоттс объясняет использование длинных фильтров так: » Если взять обычный цифровой фильтр на готовом чипе, то у него 100 отводов линий задержки, то есть 100 взвешивающих коэффициентов. В частотной области такой фильтр может дать достойные характеристики восстановления сигнала, а вот во временной — нет. С каждым увеличением массива коэффициентов улучшаются такие признаки звучания как восприятие высоты тона, тембр (яркие инструменты звучат ярче, темные инструменты звучат мягче), старт и стоп нот легче заметны, локализация источников лучше фокусируется. И мы перестаем уставать — наш аппарат восприятия избавлен  от лишней обработки поступающей информации и она сразу более понятна».

При этом, следует понимать, что M Scaler не добавляет ничего к исходному сигналу. Согласно теореме Котельникова (известной также как теорема Найквиста за пределами СССР) запиcанный в цифровом виде сигнал с диапазоном до половины частоты дискретизации Fs/2 может быть восстановлен без потерь. Процессор Chord M Scaler по сути подготавливает музыкальный сигнал максимально удобно для следующего этапа преобразования цифра-аналог, облегчая работу ЦАПа за счет сверхдлинного фильтра НЧ с конечной импульсной характеристикой (КИХ) перед ним.

Реализация сверхдлинного фильтра КИХ требует огромной вычислительной мощности в режиме реального времени. Еще несколько лет назад это было просто невозможно сделать в коммерческом производственном изделии. Теперь фильтры WTA используются во всей линейке цифровых источников Chord Electronics, даже в портативном ЦАПе Mojo. M Scaler, тем не менее — это передний край цифрового аудио наших дней.

А в чем собственно отличие в звуке от традиционных ЦАПов на чипах TI, ESS и тд? На форуме Head-fi.org обладатель только что купленного процессора Chord M Scaler alxw0w написал следующее: «Заметил еще один странный эффект, слушая тракт с M Scaler. Некоторые треки звучат спокойнее, уравновешеннее что ли. Это трудно описать словами, но лучше сказать не могу. Кто-нибудь еще замечал такое?»

Ответил ему сам Роб Уоттс, главный специалист по цифровому аудио в  Chord Electronics:

«Услышав M scaler первый раз, я тоже поразился тому, наскольку сильно меняется ощущение течения времени. Если выключить процессор, в звуке появляется механистичность, он теряет целостность и от этого внимание начинает переключаться просто на самый громкий инструмент — кажется, что все происходящее искусственно разгоняется. Я считаю, что правильное обращение с движением во времени — основная причина неутомительности звучания. С M Scaler музыка оживает — «дышит» — и в ней намного натуральнее течет время.

Технически я могу это обосновать тем, что в обычном цифровом фильтре-интерполяторе временная привязка переходных процессов постоянно модулируется уровнями записи вокруг этой точки во времени (как бы предыдущим и будущим уровнем). В итоге, появление в записи одного громкого инструмента тут же искажает временные характеристики всех других инструментов. Наш слух пытается компенсировать эти искажения дополнительной «работой» мозга, чтобы получить ощущение раздельности голосов таким, как в реальности, и эта работа утомляет.

М Scaler обеспечивает восстановление переходных характеристик с точностью 16 разрядов абсолютно во всех случаях, так как число коэффициентов в 1 миллион как раз дает точность выше 16 бит. Так что даже в сравнении с DAVE мы получаем 10-кратный прирост в точности реконструкции сигнала, а в сравнении с фильтрами остальной  цифровой high-end-аппаратуры мы улучшаем восстановление временной структуры сигнала в десятки тысяч раз как минимум.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Обзор PMC Fact Fenestria на портале SoundStage Ultra
WSTEREO.PL тестирует PMC Twenty5.23
Меню