Путь к вершине. Как создавались акустические системы PMC Fact Fenestria

 

В XXI веке мы изменились. Дома и на работе, слушая музыку или сидя за кульманом… Впрочем, стоп. Каким кульманом? Их давно уже нет, инженеры давно уже в AutoCAD.

Инженер-электроакустик теперь вооружен по полной программе. То, что раньше делали, полагаясь на интуицию и трудный опыт ошибок, выполняется осознанно и методично.

Сплав опыта и передовой техники никому еще не мешал. В компании PMC (Professional Monitor Company) этот сплав произошел необычно и спокойно. Просто пришло время.

Отец и сын

Питер Томас, основатель фирмы PMC, начинал свой путь как обычный английский подросток и любитель музыки начала 1970-х. Он собирал пластинки и покупал по возможности аппаратуру. И решил учиться на инженера-звукотехника. Окончив учебу, Питер устроился в самый центр аудиокреатива тех лет — в госкорпорацию “би-би-си”. Там он начинал с ремонта, а продолжил руководителем инженерных проектов, например по созданию специализированного проигрывателя архивных пластинок на 78 об/мин. Следующим карьерным шагом стало руководство студиями в качестве технического директора и погружение в мир записи музыки самых разных жанров. Занимаясь при этом домашними проектами студийных мониторов и усилителей, Питер Томас поддался уговорам своего давнего приятеля Адрина Лоадера и в 1991 году покинул “би-би-си”, чтобы руководить своим частным предприятием PMC (Professional Monitor Company).

Оливер Томас, сын Питера, начинал, понятное дело, по стопам отца, затем ушел изучать механику и работал инженером в фирме, занимающейся элементами гоночных болидов “формулы-1”. Объединившись снова под крылом PMC отец и сын начали работу над новым проектом. Возглавил его именно Оливер. Его знания в борьбе с вибрациями и в аэродинамике дали толчок новому этапу развития PMC. Другим толчком послужила современная измерительная техника.

Лазерная интерферометрия

Понять, что, как и где вибрирует необходимо для научных экспериментов, инженерной деятельности и в производстве. Техническая приносит нам измерительные средства для этого с незапамятных времен. Для каких-то объектов — например стенок корпуса АС — можно обойтись относительно простыми средствами. Контактными акселерометрами, например. Для других эти способы неприменимы — нужны были бесконтактные датчики, которые бы показывали бы скорость, смещение, вибрации и другие параметры движения, например, мембраны громкоговорителя, быстро, точно и без влияния на объект исследований.

Научно-техническая мантра 60-х годов ХХ века — лазер. Пучок когерентного света открыл огромные возможности для исследования вибраций методом активной интерферометрии, в котором сравнивались фазовые сдвиги между прямой волной и волной, отраженной от исследуемой поверхности. Прошло почти 60 лет и лазерная интерферометрия стала важнейшим оружием в арсенале электроакустических измерений. Усилиями таких локальных гениев как доктор технических наук Вольфганг Клиппель лазер открыл инженерам глаза не только на микровибрации в местах склейки подвеса и диффузора, например, но и сделал возможным точный пространственных анализ звуковых колебаний в воздухе вокруг акустической системы — тоже к примеру.

Трехмерная картина звукового излучения в сферическом пространстве дает разработчику изучить акустическое поведение объекта разработки в реальном времени. Новые измерительные системы позволяют полноценно исследовать даже крупногабаритные (хоть 500 кг) или узкие и высокие системы (4 метра в высоту). Такие как Fact Fenestria.

Получив голографическую картину звукового излучения и трехмерную картину вибраций, инженер может рассчитать объективные параметры объекта разработки: электроакустическую передаточную функцию и механическую передаточную функцию. В процессе исследований можно будет изменять эти функции в нужном направлении и зряче оптимизировать требуемые параметры.

“Микроскоп” исследователя масштабируем и объектом его может быть как акустическая система в целом, так и ее излучатели (динамики) по отдельности или даже элементы корпуса.

PMC Fact Fenestria

Результат пятилетней работы Оливера и Питера Томасов — новые акустические системы Fact Fenestria. Интересующиеся могут перейти к следующей нашей статье, в которой их технические особенности изложены подробно.

Сергей Таранов

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Меню