fbpx

JICO Seto-Hori. Первая в истории

Производя сменные иглы для звукоснимателей с 1964 года, Nippon Precision Jewel Industry Co, Ltd (JICO) свою первую головку звукоснимателя сделала только в 2018. Почему? Читайте в обзоре JICO Seto-Hori на нашем сайте.

Для JICO нет тайн в производстве игл для головок звукоснимателя. Фирма со 140-летней историей много лет снабжает практически все магазины мира запасными иглами для ММ-головок, а в качестве ОЕМ-поставщика имеет дело с множеством производителей МС-головок как в Японии, так и за рубежом.

Логической диверсификацией такого предприятия как JICO могло стать производство самих головок. В конце концов игла — это больше, чем полдела. Что стоит такому, по аналоговым масштабам, гиганту как JICO, добавить производство корпусов и окончательную сборку генератора и иглы в нем в технологический процесс?

Однако, новое направление деятельности руководству JICO не приглянулось. Почему?

Исторически сложилось так, что JICO (Nippon Precision Jewel Industry Co, Ltd), которая расположена, так скажем, в отдаленных северных районах префектуры Хиого, сама производит и обслуживает все производственное оборудование.

Посмотрите сами:

Где находится завод JICO

Что там внутри

Исследования же в области конструкции головок привели JICO к своеобразному технологическому тупику. Хотелось сделать головку уникальной и лучше, чем у конкурентов, но своими силами это реализовать было невозможно. Почему, скажете вы? В той же Японии есть умельцы, которые делают всю сборку в одиночку — и ничего.

MC с высоким выходом

А вот все не так просто. JICO имело в планах МС-головку (с подвижными катушками) с высоким выходом. Этот вид генератора наиболее универсален в применении в плане сопутствующих усилителей-корректоров и имеет высокие параметры, недостижимые для таких же универсальных ММ-головок (с подвижным магнитом). Однако, для него требуется устойчивый к микровибрациям корпус с определенными резонансными характеристиками. Деревянные, металлические, полимерные и бескорпусные конструкции были инженерами JICO отвергнуты.

Японская керамика

Разработчикам первой МС-головки JICO по всем параметрам подходил керамический корпус. Для данного применения легко можно было найти керамику с требуемым набором механических параметров. А вот сделать из нее корпус казалось невозможным.

Дело в том, что в процесс обжига происходит усадка — непредсказуемый процесс, который казался непреодолимым препятствием для идеального инженерного решения.

Изучая рынок — а Япония славится своей посудой с незапамятных времен и традиции эти живут в крошечных фабриках по всей стране — JICO начала сотрудничество с лабораторией Jido в городе Сэто, а затем и с заводом в префектуре Гифу. После двух лет совместной разработки технологические трудности были преодолены и производство керамического корпуса началось. Более того, мастера из Гифу сделали ему специальную сетчатую поверхность в старинной технике хори-цуке, напоминающую об изяществе рыбацкой сети.

Японский орех

Крепежная площадка как интерфейс между головкой и головкодержателем (“шеллом” ) тонарма должна иметь особые механические свойства и ее делают в виде крышечки из массива японского ореха. Крышечки для Seto-Hori делает маленькая фабрика в Хамамацу, “городе музыкальных инструментов” в префектуре Сидзуока.

Многорадиусная игла

Игла специальной формы Micro Ridge, многорадиусная, полиэдральная

К острию (радиусу закругления) иглы инженеры выдвигают два основных требования. Если радиус слишком мал, то игла опустится на дно канавки пластинки и промахнется мимо извилин в вертикальном направлении. Если же радиус великоват, то игла проедет по высокочастотным канавкам, не заметив их. Балансируя между этими требованиями, разработчик еще и должен учитывать фактор нагрузки на иглу, так как слишком малая площадь соприкосновения иглы и канавки приводит к большому давлению и износу канавки.

Еще один теоретический фактор, склоняющий к выбору особой формы иглы — геометрические искажения следования иглы по канавке. Они возникают тогда, когда игла не может двигаться в пластинке также как резец станка записи. Нетрудно догадаться, что эти искажения всегда присутствуют (резец движется под прямым углом к канавке, обычный тонарм не может так провести головку) и задача — снизить их до минимума.

Идея, сводящая воедино все эти сложные требования, известна давно и заключается в том, чтобы снизить геометрические размеры иглы, отвечающие за искажения, а все прочее, наоборот, упрочнить, чтобы игла не стала хрупкой из-за миниатюрности острия. Для этого можно сделать два радиуса закругления — малый будет следить за всеми, в том числе высокочастотными, колебаниями стенки канавки, а большой — удерживать ее в оптимальной позиции при больших амплитудах “извилин”. Два радиуса закругления — это игла эллиптической формы, в общем-то такая же, как резец для матриц.

Следующий шаг —специальный профиль иглы, в котором много радиусов. Они сохраняют достоинства эллиптической иглы по слежению за звуковой дорожкой, добавив к ним важнейшее с точки зрения сохранности пластинок снижение давления на виниловую пластинку — за счет больших радиусов, опирающихся на стенки канавки, нагрузка распределяется равномернее.

В головке Seto-Hori применена игла Micro Ridge. Она является разновидностью многорадиусной иглы со специальными боковыми канавками и отличается равномерным износом, а значит, повышенным примерно в три раза сроком службы в сравнении с эллиптическим или полусферическим острием.

Сделать такую иглу, кстати, очень трудно, так как нарезать множество выпуклых многоугольников радиусами в микрометры приходится на крохотном алмазном кристалле. JICO безусловно это умеет.

Бор

Иглодержатель, то есть та трубка, куда приварена или приклеена игла, должен имет малую массу и высокую прочность и не должен резонировать. Трубки из бора дорогие, но подходят для этой цели наилучшим образом.

Ручная сборка

Вы уже поняли, что каждый из технологических процессов — начиная от литья фарфора и заканчивая ювелирной обработкой иглы — делается вручную специалистами, непревзойденными в своей области. Каждая собранная головка проверяется на соответствие заданным характеристикам.

Технические параметры МС-звукоснимателя SETO-HORI

Выходной сигнал 2 мВ

Разбаланс каналов 1.5 дБ на частоте 1 кГц

Номинальная прижимная сила 2.0 г

Разделение каналов 25 дБ на частоте 1 кГц

Рабочий диапазон частот 15—32 000 Гц

Модуль выходного сопротивления 130 Ω на частоте 1 кГц

Масса нетто 11 г

 

Оригинальный текст компании Next Hi-Fi. © 2019 Сергей Таранов

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Меню