1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Chord Electronics
  4. ЦАП Chord Qutest — кирпичик счастья. Обзор на Doctorhead.ru

ЦАП Chord Qutest — кирпичик счастья. Обзор на Doctorhead.ru

Обзор ЦАПа Chord Electronics Qutest, опубликованный на форуме магазина doctorhead.ru. Автор — Ragnar-BY.

Оригинал читайте на сайте doctorhead, мы публикуем сокращенный вариант, незначительно отредактированный для ясности изложения.

Почему Chord

Qutest меня интересовал еще с момента его анонса на CES2018. Были и еще варианты. Конечно, о каких-то лакшери-ЦАПах за 10+ тысяч евро я даже не задумывался. Но здесь не будет рассуждений о том сколько там чего в тех ценах. Просто для меня десять или двадцать тысяч евро за компонент это реально дорого. Я читал, разбирался, слушал, снова читал…  Шорт-лист постепенно сократился до PS Audio DirectStream Junior, Schiit Yggdrasil, Denafrips Terminator и Chord Qutest.

Denafrips быстро отпал даже без прослушки. В какой-то момент я понял, что не хочу ни резисторы (с которыми всегда будут сомнения — а не уплыли ли [номиналы]), ни надпись «made in China». Найти PS Audio в Европе на адекватных условиях я не смог, а Yggdrasil как-то вообще не понял. Такие тексты понаписаны о нем на head-fi, а в итоге на фоне Chord получается так себе. За большой Schiit нужно заплатить на тысячу евро больше, чем за Qutest (и кто после этого бюджетный бренд?), про DXD и DSD можно забыть (а они мне нравятся) и нужно поселить на столе большой алюминиевый гроб.

[…]

ЦАПы на готовых чипах широко представлены в магазинах, приходи, слушай, бери под манибэк. И ничего лучшего они предложить не смогли. Как правило это всегда было множество функций, которые мне совершенно не нужны, и звук уступающий оригинальным разработкам. При всtм многообразии таких аппаратов, я не услышал ничего действительно крутого.

Оставались Chord-ы и там уже выбор был несложным. Dave не укладывается в бюджет, Hugo 2 TT не так давно вышел и до нас ещt не добрался. А Qutest, тем временем, был вовсю обласкан аудиофильской прессой. Масса положительных обзоров, нередко с формулировкой «лучший ЦАП до $ХХХХ». «Star of CES 2018» и «Product of the Year» по версии What Hi-Fi, «state-of-the-art measured performance» по словам John Atkinson из Stereophile и так далее… Естественно, это всё подогревало интерес. Так у меня дома поселился этот занятный английский кирпичик — Qutest.

Объективное

Цифровые входы (USB, оптика, dual-BNC), один аналоговый выход (2 RCA), одна кнопка для выбора фильтров и одна для выбора источника — даже кнопки вкл/выкл нет. Круглое окошко для красоты и для отображения частоты дискретизации играющей музыки (меняется цвет подсветки в окне). Весь этот минимализм говорит о том, что разработчики сконцентрировались на одной единственной функции — преобразование потока данных в звук. И у них получилось.

Про кнопку Rob Watts (разработчик ЦАПов Chord Electronics) говорит, что и не нужна. Qutest можно оставлять включенным все время, или же можно просто вытащить из него шнур питания. Также Роб меня заверил, что подключать или отключать USB-кабели, можно не выключая ЦАП — устройству все равно. Надо отметить, что разработчик активно общается на Head-Fi и это очень здорово. Стоит у тебя на столе ЦАП с клеймом Designed by Rob Watts и ты всегда можешь спросить этого самого Rob Watts об устройстве и получить ответы от человека, который действительно знает, что происходит внутри этой коробочки. Очень приятный бонус.

Еще один бонус — упаковка. Qutest приезжает в шикарной коробке, где даже есть выдвижной ящик. Мелочь, конечно, но все равно приятно и настраивает на хороший лад.

[…]

В Qutest есть три величины напряжения на линейном выходе (1, 2 и 3 В) и четыре варианта цифровой фильтрации. Не буду погружаться в технические детали работы фильтров, общий смысл такой: белый и зеленый «играют» так, как оно задумано, желтый и красный смягчают звучание. При этом зеленый и красный дополнительно имеют спад по ВЧ (выше слышимого диапазона). Сам Уоттс рекомендует зеленый фильтр, особенно для Hi-Res записей. По его словам спад на ВЧ позволяет убрать ультразвуковой шум от АЦП, который влияет на наше восприятие высоких частот в слышимом диапазоне. Эмпирически и я постепенно пришел к зеленому, красный включаю очень редко, только для самых плохих записей. Перключаемое напряжение на выходе — тоже полезная опция, можно лучше согласовать ЦАП с усилителем.

Как и все Chord-ы, ЦАП общается с пользователем, меняя цвет подсветки кнопок и окошка. Поначалу это немного сбивало с толку, но к интерфейсу быстро привыкаешь. Сейчас я бы сказал, что это даже удобнее обычных экранов.

Субъективное

Тональный баланс абсолютно ровный. Ничего не завалено, ничего не выпячено. Звучание очень детальное и разборчивое вплоть до суббаса. Новые детали в знакомой музыке? Есть. Каша на сложном материале? Никогда. Впрочем, не в этом счастье. Счастье в другом.

Детальность на высоте, но ощущения «аналитичности» не возникает. Все подается слитно, органично, на отдельные детали не рассыпается. То, что мы обычно называем «музыкальностью» присутствует в полной мере. Послезвучия великолепны. Висят в воздухе как дым. При этом новые звуки не забивают послезвучия, которые еще не успели полностью растаять.

Динамика — правильная, я бы сказал «естественно быстрая». С одной стороны Qutest умеет атаковать молниеносно. С другой — нет ярко выраженной колотушечности, как у некоторых аппаратов на чипах ESS Sabre, где звук уже излишне резкий. Звук просто начинается так, как будто его ничто не сдерживает. С белым и зеленым фильтрами это качество ощущается лучше.

Передача пространства и схожие эффекты в электронной музыке удаются самым лучшим образом. Записи Chesky Records с их любовью к большим помещениям зазвучали очень впечатляюще, когда ревербации помещения не просто показаны, но являются полноправной частью музыкальной картины. The Wall от Pink Floyd я наконец-то с удовольствием послушал целиком, а не только одну, всем известную песню. Пафосные сандтреки к фильмам становятся еще более масштабными, и даже современная электронная музыка, которую я не очень люблю, формирует какое-то облако, где все эти эффекты двигаются вокруг тебя. Орган Баха, записанный в высоком разрешении, вообще, кажется, способен убить. В хорошем смысле.

Сцена не просто хорошая или широкая. Сцена именно просторная, с ощутимым пространством и «воздухом» между инструментами. Хорошо слышно и мелкие пространственные детали. Слышно, что палочки в разном месте ударяют, слышно как качнулась из стороны в сторону вокалистка перед микрофоном. Если в записи пространство есть — Qutest его покажет лучшим образом. С удивлением услышал объем в некоторых старых записях, откуда только вытаскивает.

Hi-Res, конечно, заиграл во всем великолепии, но где hi-res плохо звучит? Здорово то, что при всей прозрачности, Qutest очень нежен с неидеальными (и даже просто плохими) записями, особенно на красном фильтре. Цоя переслушал практически всего. И 45, и даже 46 зазвучали хорошо. Да какое там хорошо… отлично! Qutest заботливо откопал все детали, и при этом не растерял ни капли души, а акценты расставил именно там, где надо. Да, слышно, что запись плохая, но еще сильнее слышно, что от души вот это все, а не для Голубого Огонька записано. Анну Герман как-то по новому услышал — живее намного. Даже у Ricky Valance с его Tell Laura I love Her характер явно пробился через треск, а это вообще 1960 год. Благодаря Qutest я переслушал много хорошей музыки, которой не повезло — была записана на старом или плохом оборудовании.

А еще, и это, возможно, даже главное достоинство Qutest — у этого ЦАПа потрясающее «чувство ритма». Не зря Rob Watts нередко говорит про приоритет временной точности перед частотной. Qutest заводной, как не знаю что. У англоговорящих аудиофилов есть отличный термин — toe-tapping factor. Это то, что заставляет нас притоптывать, отбивая такт. И у Qutest этого фактора хоть отбавляй. Под бодрый ска-панк She`s Kerosene The Interrupters вообще было невозможно усидеть на месте. Постоянно хочется пританцовывать. И я не слышал пока ЦАПа, где вот этой ритмичной увлекательности больше. Чтобы так хватало и тащило за собой — такого я еще не слышал. Включаешь что-нибудь и сам не замечаешь как начинаешь топать ногой, качать головой и забивать на работу. Люблю такое.

Сочетание такой ритмичности и терпимости к старым записям устанавливают фокус не на звуке, а на на музыке. Покупая новый ЦАП, я ожидал «эволюционных» изменений: увеличенной сцены, большего количества деталей, лучших тембров и тому подобного. Все это есть, но суть изменилась «революционно». Да, я слышал новые детали, я отмечал высокий технический уровень, но это не то, что меня действительно восхищает.

Сколько я переслушал музыки заново, сколько всего вспомнил старого доброго… не перечесть. С Фостексами и так никогда не было скучно, но первую неделю я просто ходил как зомби — Qutest не отпускал и я каждую ночь слушал музыку до утра, и спал по пару часов в день. Музыка больше звука. Это прекрасно, запишите меня в фанаты Chord.

И снова объективное

Вполне допускаю, что не с каждым человеком у английской техники сложатся именно такие взаимоотношения. Чувства — тонкая материя. Но Chord Qutest действительно играет в высшей лиге и, пожалуй, на сегодняшний день это самый доступный входной билет в мир серьезных ЦАПов. Если вам не нужен баланс каналов, встроенный предусилитель и прочие дополнительные опции — очень советую. Сложно найти что-то лучше, не увеличивая бюджет в два раза.

Читайте о Chord Qutest на нашем сайте:

Новый ЦАП CHORD QUTEST: FPGA в компактном формате

Первое представление и технические особенности

Пять вопросов о ЦАПе Chord Qutest

Обзор ЦАПа Qutest на сайте whathifi.ru

Обзор Chord Qutest на портале hifinews.ru

Награды Chord Qutest:

  • Best Product 2019-2020 DAC (EISA)
  • Product of the Year 2019 (What Hi-Fi)
  • Best Of Hi-Fi 2019 (Einsnull)
  • Recommended Component Fall 2019 Edition (Stereophile)
  • Best Desktop DAC 2018 (Headfonics)
  • Applause Award 2018 (stereonet.co.uk)
  • HFN 2018 Award Winner (Headfonia.com)
  • AVforums Editor’s Choice: Best Digital Hi-Fi Product 2018 (avforums.com)
  • Awards 2018/2019: Best USB-DAC (AV Tech Media)
  • Best DAC 2018 (What Hi-Fi)
  • TechRadar Editor’s Choice 2019 (techradar.com)
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Особенности тонармов Acoustic Signature в сравнительных таблицах
Технические особенности акустических систем PMC Fact Fenestria