1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. PMC
  4. Акустические системы PMC Twenty.26 и усилитель с цифровыми входами Cary Audio Si-300.2d

Акустические системы PMC Twenty.26 и усилитель с цифровыми входами Cary Audio Si-300.2d

НАБЛЮДЕНИЯ В ЛАБИРИНТЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
And deep beneath the rolling waves in labyrinths of coral caves……
Pink Floyd. Echoes
ГДЕ_ШОУ-РУМ КОМПАНИИ NEXT
ОБЪЕКТЫ_КОМПОНЕНТЫ CARY, PMC
ИССЛЕДОВАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ_АЛЕКСАНДР ТАРИМ
Лабиринт, он же трансмиссионная линия, на протяжении всего цикла будет неизменно значим. Мы все время будем иметь дело с акустическими системами PMC, где эта технология является Основополагающей. Без хрестоматийного углубления в теорию отметим, что все стили и направления в построении ящиков отличаются лишь способом использования энергии заднего противофазного излучения басового динамика. Можно запереть ее внутри, чтобы не мешала, перевернуть ей фазу в узком диапазоне низких частот и использовать в помощь основному потоку, а можно и пропустить по длинному коридору длиной около 3 метров, — фаза естественным образом сменится, и это уже будет ГЛОТОК ИСТИННОГО БАСА.
Вот только против таких коридоров скорее всего возникнут возражения окружающих и архитектурные сложности. Самый очевидный путь – свернуть эдакую трубу в лабиринт и упрятать в недра традиционного ящика. Но свернутая труба – источник многих физических сюрпризов в виде резонансов и страшных стоячих волн. И вдруг выясняется, что мало у кого хватает понимания и терпения превратить блестящую идею в нечто реально работающее. Ну вот разве что удачливым фанатикам из PMC.
Кроме того, мы недооцениваем как акустическое оформление на НЧ влияет на звук в целом. Включая средние и даже сравнительно высокие частоты. Попробуйте плотно закрыть фазоинвертор в традиционной АС – кроме характера баса существенно изменится тембральная окраска, глубина стерео, масштаб. Приложите ухо к трубе неработающей (!!!) АС: фазоинвертор окажется чем-то вроде морской ракушки, а лабиринт (и чем больше колонка, тем это заметнее) – ассоциируется с большим пространством. Музыкантам такой опыт не покажется нелепым – прислушаться к молчащему инструменту – обычная практика и действие.
Поэтому, на мой взгляд, мы вправе ожидать от лабиринта МАСШТАБА И УМИРОТВОРЕННОСТИ.
Не станем тратить пространство на историю бренда, его побед и перечисление студий, где ящики с замысловатыми акустическими ходами являются мониторами, а непосредственно обратим взор на нашу PMC Twenty.26 (в отделке Walnut/орех).
Ее параметры, как и подробности вышесказанного, проще обнаружить в интернете, а здесь сосредоточим внимание на сравнительно легком импедансе 8 Ом и внушающем опасения провале в нем до 3 Ом на 130 Гц – со слабым усилителем это часто приводит к неконтролируемым гудящим извержениям баса. Запомним.
Гораздо более интересным представляется расширение среднечастотной полосы для 50-миллиметрового купола, его границы 380—3 800 Гц, хотя обычно верхняя граница простирается не выше 2 000 Гц – очень важный диапазон! Проклятые нестыковки с резонансами «твитера» и зона вечных зарубок на характеристиках. А ведь именно здесь формируется в значительной мере голос колонки, тонкая грань между блестящим разрешением, изысканностью и вульгарным подкрашиванием с истерическими нотками.
Впрочем, смысловым центром сегодняшнего ревю, как ни крути, оказывается интегральный усилитель Cary Audio SI-300.2d Black.
Первые слова: ЗА РАЗУМНУЮ (ПО НЫНЕШНИМ МАСШТАБАМ) ЦЕНУ ЕГО СНАБДИЛИ РЕАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ — ЭНЕРГЕТИКА. Нам обещают полкиловатта на 4 Омах. Следовательно, речь идет о питании напряжением примерно ±75 Вольт. В то же время обратим внимание на 5 (пять!) включенных параллельно биполярных транзисторах Toshiba MJL328 в каждом плече выходных каскадов. Это указывает на возможный пиковый ток не менее 60 Ампер без захода в аварийную зону полупроводников. Простой расчет убеждает в том, что, если даже в самой экстравагантной «акустике» импеданс рухнет, скажем, до 1,5 Ом, Cary выполнит поставленную задачу хладнокровно.
Бесценное качество в наше время, когда производители АС живут в некоем своем обособленном мире, где ток для выдающихся и очень трудных колонок с фантастическими анонсированными параметрами должен появляться невесть откуда, очевидно, Силами Небесными.
Конечно, соединение транзисторов параллельно неизменно вызывает скептические ухмылки ортодоксов (потеря четкости…), но, увы, стоамперных приборов еще никто не придумал, так что будем к этому относится, как к неизбежным пробкам на магистралях мегаполиса: цель – движение.
Не станем, впрочем, впадать в излишние восторги (да и кто поверит тексту, забитому сплошь «джинсой») – стремление к безграничной мощи здесь не очень-то поддержано размерами сетевого трансформатора (при диаметре 145 мм и высоте 85 мм это может быть в лучшем случае ватт эдак 800) и батареями электролитов с болтовыми выводами (вместо них на оба канала 2 баночки 2 по 10 000 мФ) – экономят на самых дорогих вещах. Значит и энергетические пики ожидаются хоть и мощные, но мягкие без обрушения неба.
В предварительных каскадах замечены сдвоенные операционники с полевым каскодным входом OPA2604, имеющие репутацию чуть ли не самых малоискажающих в своей функциональной группе.
Обратим внимание на множество стабилизаторов для раздельного питания предварительных и цифровых цепей и ВЧ-фильтрацию сетевого напряжения на входе.
Балансные и небалансные входы, возможность «байпасса» для кино, линейный выход от преда и конечно ЦИФРА НА БОРТУ. То, что является основой имиджа данного аппарата во всех презентациях и его явлении на рынке.
Si-300 обладает весьма продвинутым ЦАПом на уровне хорошего проигрывателя или внешнего устройства (PCM-DSD с возможностью передискретизации) с полным набором положенных входов, включая RCA, XLR, оптические, гнездо для флешки и антенны для wi-fi и Bluetooth. Добавим к этому напоследок сервисно-визуальные услуги вроде дисплея функций и конечно же УПОИТЕЛЬНЫХ ГОЛУБЫХ ИНДИКАТОРОВ – эдакая вариация на тему McIntosh, и выходит традиционная кэриевская РАБОЧАЯ ЛОШАДКА – добротно выполненный дивайс – красивый, сильный, многофункциональный, надежный. Пусть лишенный, на первый взгляд, явно выраженных «хайендовских» наворотов, но при этом, как правило звучащий…. Впрочем, выясним как. По возможности объективно без имитаций восторгов.
В качестве источника сегодня славный знаменитый Cary CD 303T SACD с ламповым буфером на выходе, увы, безвременно снятый с производства, но оставшийся одним из непобедимых в своей категории. Для начала воспользуемся его полным трактом и балансной аналоговой трансмиссией.
Первое – ПОТОК СВОЙСТВ УСИЛИТЕЛЯ. Сразу, по свежим следам. Поражает ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ: даже на треке, перенасыщенном электронными внеземными звуками (клубный Pink Floyd 1966 еще с Барретом) характер, тембр и линейность музыкального потока практически одинаков как при колыхании стрелок в голубых глазах как возле отметки 10, так и 100 Вт! И это при том, что пиковые выбросы при этом устремляются примерно к пятикратным значениям.
При любой мощности выходные транзисторы горяченькие, тактильно 50-60 градусов, что указывает на значительный начальный ток, а стало быть на класс А где-то на первом десятке ватт.
Хорошо держит бас на ударах, хотя предполагаемая в начале мягкость все же фрагментарно проявляется скорее в округлости и некоторой монотонности в зоне 60-100 Гц. Впрочем, совокупность эдакой ретро мягкости Cary и спокойствия лабиринта не порождает тревоги и дисгармонии, тем более, что в любом случае трансмиссионной линии нужно поискать место в пространстве.
В то же время эта мягкость, нежно расплываясь по всему диапазону, создает нешуточный эффект ламповости (можно оценить подобие, включая и выключая вакуумный буфер у CD). Не зря по российской аудиопрессе гуляет пущенная кем-то утка о гибридной структуре этого аппарата – якобы ламповом преде.
Чтобы охватить главное – сразу нешуточное испытание: а как он возьмет цифрой?
Итак, 300 становится транспортом, а мы для теста выбираем трио Сергея Хутаса – стандартное комбо: рояль, контрабас, ударные + женский вокал и тенор-саксофон на некоторых треках. Причем, в отличие от подобных аудиофильских упражнений, здесь играют круто, СЛОЖНО И ОДНОВРЕМЕННО.
На первом же треке Москва… Небо возникло искушение немедленно отдать первенство ЦАПу и аналоговой части 303 ветерана: ясность и масштаб, а главное – почерк профессионала. Но не все так просто. Попробуем не быстро переключать аналоговый-цифровой входы (развлечение для дилетантов), а не спеша (кофе здесь замечательный!), прослушать то же самое. На другой волне. И обращаешь внимание на некую УТОНЧеННОСТЬ, иное проникновение. То же Московское Небо, но не прорисованные края облаков, а такое как бывает в июне около трех ночи вокруг небоскребов Сити.
И что интересно: из всех возможных режимов работы выбирается ПРОСТЕЙШИЙ 16/44 без преобразований и пересемплирования. Созревает готовность, пожертвовав в некоторых местах претензиями на утонченность, принять ЗРЕЛЫЙ КЛАССНЫЙ СТИЛЬ цифровой части Cary и все остальное слушать именно в этом режиме.
Честно говоря, на первый взгляд АС twenty26 показалась мне несколько тембрально смещенной вверх и слишком сосредоточенной на подробностях. Но никогда не судите о РМС сразу в первые 15 минут. Даже если она достаточно разогрета и вчера весь день работала. Полагаю, среди прочего в этом немалую роль играет материал, заполняющий лабиринт, да и среднечастотный купольник далеко не прост.
Я об уже упоминавшемся расширении его полосы вверх. Во всяком случае, просто готовясь к прослушиванию и переходя из комнаты в комнату, я с удивлением замечал, как голоса Джонни Кэша и Вилли Нелсона на глазах обретали глубину и силу, а масса подробностей растворялась в хорошем потоке драйва их живого концерта. Часа через два я уже уверенно отмечал главное бесценное достоинство акустики: СУМАСШЕДШЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ БЕЗ ИЗЛИШНЕГО БЛЕСКА И ВЫПЯЧИВАНИЯ.
И это не простое механическое наблюдение за деталями аудиофильского толка, а именно разглядывание музыки под постоянно меняющимся углом зрения.
Замечательный фрагмент: Морис Равель, Концерт для фортепиано с оркестром, Adagio assai. В первом случае исполнение Марты Аргерих в уже далеком 1967. Как контраст – то же произведение играет Херби Ханкок в 1998 из альбома Gershwin’s World.
Во-первых – различный способ подачи: Марта как-то дальше от нас, рояль очаровательно бледен, но бросает вызов оркестру. Херби, напротив, в лучших традициях записи еще старого Blue Note близок к своим поклонникам, огромный рояль, микрофон в нем тонет, глуховато и трепетно. Какая-то заумность цифровой электроники (подавление шумов?) вносит в начале произведения помеху между движениями пальцев, абсолютно иная обстановка….
Но это почти не имеет значения. Дух захватывает от наблюдения за совершенно разной техникой игры и манеры прочтения. Особенно в финале: в классической версии почти неуловимые звуки медленно и трепетно исчезают, в то время как у черного джазмена этот момент упрощен, зато при подходе к нему не получается устоять против искушения блюзовых импровизаций, сохраняя при этом романтический настрой, ассоциирующийся, по мнению ведущего джазовой программы радио «Свобода» Дмитрия Савицкого, с сезоном цветения каштанов в Париже.
И при этом ни слова о каких-то технических нюансах или аудиофильском безумии. Все просто легко слышно. На любой музыке. За это двадцать шестую вполне можно полюбить.
Что-то нужно еще прибавить в этот круговорот восторга. Для гармонии. Как Хэмингуей рекомендовал в свой знаменитый коктейль «Смерть после полудня» (абсент + шампанское) лед до опалового оттенка.
Человеческий голос. И не думайте, что сейчас начнут агитировать за винил (еще успеется!) — вытаскивается на свет Божий мониторный FM-тюнер LEAK древних лет. Из коллекции раритетов. Моно. Стереодекодер, как ни прискорбно, требует более сильного сигнала, вносит шумы и искажения при слабом приеме, капризен со звуком. А эта вещь еще и ламповая, настройка осуществляется конденсатором с воздушным диэлектриком. Довершает очарование голубой индикатор настройки и силы сигнала.
При помощи комнатной ТВ-антенны принимаем почти все московские FM. Ближе к 108 МГц чувствительность легонько падает – видимо исчерпаны ресурсы некоторых ламп. По этой же причине, очевидно, есть легкие искажения при глубоком басе. Но все можно простить за легкость, голоса прямо здесь, глубину и ясный поток любой музыки. Даже компрессированной, как это принято на FM.
И система это слышит. МОМЕНТАЛЬНО! Срываются все цифровые покровы, снова Beatles, 1968 год: «Ограничение наслаждений приводит к наслаждению жить без всяких ограничений» — из лозунгов парижских баррикад того мая. Любители винила – вероятно эту парочку усилитель-акустика стоит попробовать. Восхитительно! – тупость, но я так и не смог найти на Cary функцию моно: звучал только один канал, но, честное слово, восторг был так велик, что в тот момент думалось о чем-то другом.
Финал без эмоций и романтики.
Я, как конструктор усилителей, снимаю шляпу (если бы я ее когда-нибудь носил…) перед людьми, сделавшими SI-300.2d. Есть свой узнаваемый стиль, держит удар, чрезвычайно много функций и ни одна из них не является декоративной, наспех добавленной для коммерческого успеха. Отрабатывает деньги с запасом. Хотя какая-то часть из них несомненно направлена не на звук, а на сервис, дизайн и возможности.
Немного мягковат в ударах.
Безусловная находка для инсталляторов систем.
«Акустика» для тех, кто любит красоту музыки и докапывается до ее сущности. Без вульгарной красивости и хайендной синтетики. Терпеливо греть и уметь ждать. Практически любые жанры. Легкая нагрузка для усилителя, но тот должен быть в районе баса не то, чтобы сильным и грубым, но достаточно жестким и решительным.
Оба компонента имеют выдающиеся задатки для работы в системах более высокого класса и (или) аналогового звука, но об этом будет далее.
В этом заключении никаких субъективных предпочтений автора.
Использовались кабели (аналоговые, цифровые, акустические, сетевые) из серии Signature The Chord Company
.ВЕЛИКОЛЕПНАЯ АУРА_сложилась при прослушивании благодаря присутствию в студии пса Матвея.
© 2017 Александр Тарим

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Усилитель для наушников Cary Audio HH-1
Звук на выставке в Москве. Совместные усилия Chord Electronics, Chord Company и PMC. И еще многих