Интегральный усилитель по определению имеет в себе неразрывное сочетание, единство разных функциональных узлов. Если раньше под этим единством подразумевали объединение в одном корпусе предварительного усилителя (напряжения) и усилителя мощности (тока), то в 2021 году 21 века в интеграцию включаются и другие функциональные блоки. Например, ЦАП с набором цифровых входов. Именно такой интегральный усилитель выпускает фирма Cary Audio Design — SI-300.2d — и его протестировал портал stereo.ru в статье под названием «Тест ЦАПа/усилителя Cary Audio SI-300.2d: сила харизмы» (автор — Виктор Горбатов). Здесь мы приводим его обзор практически полностью, но если хотите прочитать оригинал — он на сайте stereo.ru.
Американской фирме Cary Audio уже тридцать с небольшим лет, но она так и осталась семейным бизнесом. И расположена все там же — [неподалеку от] города Кэри, Северная Каролина. Однако если говорить о выпускаемой технике, здесь рост хорошо заметен. Сегодня каталог делится на два равноправных направления: ламповые и транзисторные усилители, — а также оформившееся в самостоятельную величину производство цифровых источников, и весьма прогрессивных.
Наш подопытный образец — это и усилитель, и источник в одном корпусе. Сейчас многие так делают, но получается по-разному. Первое, что замечаешь, еще при транспортировке и распаковке Cary Audio SI-300.2d — аппарат весьма прилично весит, немногим меньше 24 кг. И по габаритам это уж точно не самый миниатюрный усилитель.
Обложка руководства пользователя может ввести в заблуждение — там написано «Digital Integrated Amplifier». Но цифровой в данном случае — это о цифровой начинке аппарата, а не о классе усиления. Работает Cary Audio SI-300.2d в классическом AB-классе, он может отдавать 300 Вт на канал на 8-Омной нагрузке.
Аппарат оснащен линейным блоком питания с весьма габаритным трансформатором, на который приходится приличная часть общего веса. Кстати, сразу учтите, что усилитель весьма ощутимо греется. В низкую стойку или в закрытый объем его ставить точно не стоит.
Собран аппарат в стальном корпусе с алюминиевой передней панелью, которая может быть черной или серебристой. Кнопки, ручка регулировки громкости — тоже алюминий, пластика не видно вообще. Внешность утилитарная, без изысков. И шрифты, которыми обозначены органы управления, под старину. Так что вопрос внешности — на любителя.
Впрочем, единственное, к чему очень хочется придраться — различные логотипы вроде DSD и aptX. Они нанесены на переднюю панель — похоже, что при помощи лазерной гравировки. Отсутствие «шума» в виде этих надписей и логотипов сильно пошло бы на пользу внешнему виду.
Зато у передней панели аппарата есть одна важная особенность. Яркая синяя индикация регулируется на несколько ступеней до умеренно-яркой, а можно и вовсе выбрать такой режим, когда почти вся индикация погаснет через несколько секунд. Вот это очень хорошо.
У меня на тестировании был демо-экземпляр, у которого третья по счету слева кнопка на передней панели обозначена как Clock Input, чего на самом деле у этого аппарата вообще нет, а функционально эта кнопка выполняет функцию Mute.
Остальные кнопки не вызывают вопросов и находятся на своих местах, пульт тоже есть — и вполне удобный. А кое-что можно сделать и через приложение для планшета.
Цифра и бананы
По коммутации Cary Audio SI-300.2d показался мне продуманным и удобным. Четыре линейных входа — по паре балансных и небалансных. При этом один из балансных входов и один из небалансных могут быть настроены на сквозной канал для использования кинотеатральной многоканальной схемы.
Пара небалансных выхода предусилителя, которые могут использоваться и для подключения сабвуферов. Цифровые входы тоже в достатке: есть AES/EBU, пара коаксиалов, оптика и USB. У всех входов кроме USB «верхний потолок» — 24 бит/192 кГц, а USB поддерживает передачу до 24 бит/384 кГц и DSD 64-256.
Для большинства случаев этой коммутации достаточно: можно использовать несколько цифровых источников — например, компьютер и дисковый транспорт — плюс несколько аналоговых. Так что интеграция Cary Audio SI-300.2d выглядит совсем не сложной — тут все продумано.
Особенность, на которую я бы обратил внимание — подключение кабелей [к акустическим системам]. Если использовать лопатки, то кабель будет идти от разъема вверх, а [выходные клеммы] и так расположены в верхней части корпуса. К тому же, изгиб кабеля получится не всегда уместным.
А вниз кабель не повернуть — там расположены разъемы аналоговых входов, да и клеммы ограничивают такой поворот. Так что в этом случае кабель, разделанный «бананами», мне видится более предпочтительным вариантом.
Три трети
Заглянем внутрь аппарата. Здесь деление примерно по третям. Треть занимает трансформатор и блок питания, еще треть — продолжение блока питания, схема предварительного усилителя и цифровой источник, а еще треть — батарея радиатора усилителя мощности и сама схема усилителя мощности.
Элементная база приличная, но с долей разношерстности. Отдельные элементы схемы разнесены по разным платам — расположены они не очень плотно и установлены без дополнительного экранирования.
Встроенный ЦАП построен на чипе Asahi Kasei AK4490EQ. ЦАП собственной разработки, не сторонний OEM. Из интересного — производителем заявлена собственная схема апсемплинга TruBit, которая позволяет переводить все входные данные в DSD.
А также собственная же схема реклокинга OSO, примененная в том числе и для USB-входа. Встроенный ЦАП выглядит вполне полноценным и по коммутации, и по заявленным параметрам.
Что касается дополнительных возможностей, есть Bluetooth v 4.0 и aptX. Если такой тип подключения необходим — его вполне можно использовать, и я не обнаружил здесь каких-то сложностей или регулярно отваливающегося спаривания.
Для управления аппаратом возможности больше среднестатистических. Например, можно использовать штатный встроенный ИК-датчик, можно — подключенный отдельно через разъем на задней панели, а можно и вовсе задействовать оба. Мелочь, но удобно.
Впрочем, ИК-управление сейчас уже не выглядит такой уж необходимостью, как раньше. Более привычным в наше время будет управление по сети: Cary Audio предлагает и беспроводное подключение, и проводное. Приложение для iOS и Android можно найти в соответствующих каталогах.
Однако все настройки сети придется вводить с пульта, потому что без подключения к сети приложение не распознает усилитель. Сделать это нужно только один раз, дальше все работает стабильно.
Приложение не слишком сложное и многофункциональное, но все основные функции там есть. Настройки у аппарата настолько логичные, что после того, как вы пройдетесь по ним один раз, останется только громкость и переключение входов. Ну и включать/выключать аппарат. А еще разобраться с апсемплингом — насколько он нужен и как часто вам захочется его переключать.
Согласен на сложное
Аппарат пробыл у меня на тесте несколько недель, и я попробовал его в самых разных вариантах сочетаний. Первое, что порадовало: усилителю не пришлось искать «акустику попроще» — с мощностью и токовой отдачей у аппарата все весьма неплохо.
Второй момент — хотя у усилителя несомненно есть свой почерк, сторонние аппараты в паре с ним слышны и узнаваемы. Например, у меня по случаю оказался неплохой старый мультибитный ЦАП — и узнать его в этой связке не составило никакого труда.
У SI-300.2d есть свой почерк, который вносит особый характер в звук. Но он не замыливает все остальное. И в целом сочетаемость с другими компонентами, как мне показалось, по своей природе не конфликтна.
Конечно, основной тест я делал в паре со встроенным ЦАПом — ведь весьма высока вероятность того, что будет использоваться именно он. И тут кое-что меня немного расстроило.
Все возможности USB-входа, включая DSD 256, относятся к сочетаниям с операционной системой Windows. Только драйвер надо поставить, а дальше — все, как заявлено. А вот на MacOS никаких драйверов не нужно, но зато тут мы упираемся в доступность только DoP — и не выше чем 128.
В принципе, записей в DSD у меня не так уж и много, но по прежнему опыту со многими разными аппаратами при выборе нативного DSD и DoP я чаще выберу нативное воспроизведение. И апсемплинг TruBit на USB-входе не работает — он предназначен только для остальных входов.
Как «играет» дисковый транспорт в связке с апсемплером, я, конечно, послушал, а применительно к USB использовал правило для всего опробованного софта — никакого апсемплинга, все будет играть нативно. Значит, можно один раз отслушать и «на лету» не переключать. А раз так, применил при прослушивании еще одно правило: все лишнее, что можно отключить — нужно отключить.
В жизни я обхожусь вовсе без пультов, а в этом случае обошелся и без приложения на планшете. Хотя оно вполне в состоянии заменить пульт. Так что отключаю проводную и беспроводную сети и дисплей усилителя. Возможности отключить Bluetooth я не нашел, так что его оставим как есть. А основное прослушивание — все равно с использованием компьютера в качестве источника, с подключением по USB-входу.
Пропорции
Поставил альбом Diana Krall «The Look Of Love», как раз в виде DSD-исходника — соответственно, слушал в режиме DoP. Разница между хайрезом и тем же самым в 16/44 слышна очень хорошо.
Сразу могу отметить: звук не действует на меня как снотворное, а в большинстве случаев происходит именно так. И альбом этот я держу для тестов скорее по причине его популярности, а не потому что альбом мне нравится. Но в случае с Cary Audio все неплохо.
Есть энергия и наполненность, очень приличный масштаб с правильными пропорциями. Хорошо звучит перкуссия, даже тихие третьестепенные звуки имеют телесность и объем. Серединка кажется слегка приподнятой, но при этом вокальные партии не выглядят преувеличенными в масштабе. Все как-то на своих местах, естественно и живо.
Подача на ВЧ понравилась отдельно. Она богатая, разнообразная, разноцветная, но совершенно не крикливая. В целом есть некоторая склонность аппарата играть крупными мазками, но цельная картинка получается вполне органичной, со складным вкусом и стилем звучания.
Ощущение осязаемости дополняет хорошая микродинамика и артикуляция. Попутно можно отметить некую долю теплоты. Даже немного похоже на лампу, хотя ничего лампового в тракте нет. Теплота эта не вычурная, а вполне интересная, без подчеркнутого смягчения и без вялости.
Как раз сочетание умеренного количества теплоты, хорошей, насыщенной энергетики и подвижности звука уже создают некий собственный узнаваемый почерк. Ритм может быть аккуратным и даже нежным, если это есть на записи, а может быть и вполне ударно-скорострельным. Но без жесткости. Звук совершенно не холодный и не острый. И не туповатый, хотя и «крупный».
При явно отмечаемой, но умеренной теплоте и округлости звук — не сонный. С ним не скучно, в нем нет ощущения вымученности. В деталях подача чуть-чуть проще, хотя в сравнении со многими другими вариантами никакой простоты заметно не будет.
Следующая запись — Julee Cruise «Floating Into The Night». Объем передается отлично, от баса до верхних частот все соразмерно. Нюансировка тоже неплохая в целом, но некоторые партии звучат слегка упрощенно, а точнее — чуть более формально. Впрочем, если не вдаваться в детали, то все читается, ничего не выпадает из общей картины, намека на какую-то кашу или вялость нет.
А нюансы — почти что на уровне воздуха между звуков, где картинка получается слегка разреженной. Но все это нужно постоянно отслеживать, а наш подопытный аппарат не очень располагает к «звукокопанию» — ему явно интереснее отыгрывать масштабную, достаточно живую и цветную картинку, наполнять все объемом и не обделять эмоциями слушателя.
Дальше поставил альбом Bersarin Quartett «Methoden Und Maschinen». Получилось детально, в меру воздушно, уверенно по динамике. В целом звук какой-то очень человечный, телесный — пожалуй, для этого альбома было бы уместно прибавить немножко прохладности и отстраненности. Но нашему подопытному это не очень по нутру.
Масштаб и объем есть, эмоциональная вовлеченность тоже присутствует в явной мере. Подача в целом получилась теплее и немного мягче обычного. Но без заметного ущерба для информативности. Хотя воздуха хотелось бы немного побольше, а атмосферу полегче, менее плотную.
Именно в нюансах воздуха, в тех звуках, которых почти и не слышно, чувствуется некоторая нехватка. Впрочем, это еще и вопрос вкусов — кому-то именно такой звук покажется ближе и живее.
Плотность
Еще одна запись, совсем из другого жанра — Marilyn Manson «We Are Chaos». С ритмом и разборчивостью все хорошо, звук совсем не вялый, но и не острый в явной форме. Объем есть, и с басом все неплохо — пожалуй, его здесь даже на удивление много. Количественно и качественно он вполне разнообразен. Хотя как и весь остальной диапазон — без остроты.
Специфику записи и стилистику звучания слышно хорошо, но акцент здесь точно не на этих составляющих, а скорее просто на музыке. Слушать интересно, хотя иногда чуть-чуть не хватает деталей и стройности. Зато эмоций много, они не упрощены, не спрессованы и совершенно не утомляют. В целом — весьма хорошо.
Затем включил запись Keb’ Mo’ «Oklahoma». Аппарат очень неплохо отыгрывает ритм и объем, даже на небольшой громкости. Вот эта плотная фактура звука, скорость и осязаемость многим может прийтись по вкусу. Отдельно упомяну, что понравились вокальные партии — практически по всем параметрам, по которым их можно оценивать.
И, конечно, эмоциональность присутствует в должной мере. Во время всего прослушивания меня не покидало ощущение, что где-то там в схеме все-таки есть что-то ламповое, причем от лампы вполне приличного качества.
И напоследок немного классической музыки. Исполнение вагнеровского «Тангейзера». На примере этой записи немного больше заметна окраска, но каши нет даже на сложных фрагментах — разве что легкое упрощение тембров.
Масштабная сцена, хорошая глубина и объем, неплохая локализация инструментов — все это присутствует. А в целом все немного мягче. Подача подробная, эмоциональная и открытая слушателю. Больше придраться не к чему.
Именно на этой и паре подобных записей я попробовал поэкспериментировать с апсемплингом. Например, его можно использовать для дискового транспорта. Мне больше понравился вариант с верхними значениями ИКМ, а вариант с пересчетом в DSD показался каким-то подчеркнуто-смягченным, но не настолько детальным, каким мог бы быть «нативный хайрез». Но это скорее вопрос вкуса, а пробовать настройки апсемплинга лучше в своей системе.
Выводы
Аппарат с харизматичным, в меру ярким звуком, категорически не склонный к холодности, отстраненности или миниатюризации звука. В меру олдскульный, но без перебора в сторону окраски или мягкости. Транзисторный, но с ламповым намеком.
Жанрово он справился практически со всем одинаково. Живо, задорно и в принципе — достаточно честно. К тому же, это весьма мощный усилитель, к которому не обязательно подбирать какую-то особо «легкую» [нагрузку].
[Встроенный цифрово-аналоговый преобразователь] мне показался интереснее, чем многие внешние варианты в определенном диапазоне. Если рассматривать внешний ЦАП, сопоставимый хотя бы с половиной стоимости всего этого аппарата, варианты найдутся, но вот некую созвучность надо будет еще поискать, а в базе она точно присутствует.
Музыкальный материал
Bersarin Quartett — Methoden Und Maschinen Denovali Records — DEN323 / FLAC 24bit
Diana Krall — The Look Of Love / Verve XUNI3869D64 DSD 64
Julee Cruise — Floating Into The Night / Warner Bros. Records — 925 859-2 / CD-рип
Keb’ Mo’ — Oklahoma / Concord Records / Tidal
Marilyn Manson — We Are Chaos / Loma Vista — LVR01139 / CD-рип
Wagner — Tannhäuser (Paris Version) Vienna Philharmonic Orchestra, Georg Solti / Decca / Tidal