1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Cary Audio
  4. Cary Audio SI-300.2d. Интегральный усилитель с цифровыми входами

Cary Audio SI-300.2d. Интегральный усилитель с цифровыми входами

Интегральный усилитель по определению имеет в себе неразрывное сочетание, единство разных функциональных узлов. Если раньше под этим единством подразумевали объединение в одном корпусе предварительного усилителя (напряжения) и усилителя мощности (тока), то в 2021 году 21 века в интеграцию включаются и другие функциональные блоки. Например, ЦАП с набором цифровых входов. Именно такой интегральный усилитель выпускает фирма Cary Audio Design — SI-300.2d — и его протестировал портал stereo.ru в статье под названием «Тест ЦАПа/усилителя Cary Audio SI-300.2d: сила харизмы» (автор — Виктор Горбатов). Здесь мы приводим его обзор практически полностью, но если хотите прочитать оригинал — он на сайте stereo.ru.

Американской фирме Cary Audio уже тридцать с небольшим лет, но она так и осталась семейным бизнесом. И расположена все там же — [неподалеку от] города Кэри, Северная Каролина. Однако если говорить о выпускаемой технике, здесь рост хорошо заметен. Сегодня каталог делится на два равноправных направления: ламповые и транзисторные усилители, — а также оформившееся в самостоятельную величину производство цифровых источников, и весьма прогрессивных.

Наш подопытный образец — это и усилитель, и источник в одном корпусе. Сейчас многие так делают, но получается по-разному. Первое, что замечаешь, еще при транспортировке и распаковке Cary Audio SI-300.2d — аппарат весьма прилично весит, немногим меньше 24 кг. И по габаритам это уж точно не самый миниатюрный усилитель.

Обложка руководства пользователя может ввести в заблуждение — там написано «Digital Integrated Amplifier». Но цифровой в данном случае — это о цифровой начинке аппарата, а не о классе усиления. Работает Cary Audio SI-300.2d в классическом AB-классе, он может отдавать 300 Вт на канал на 8-Омной нагрузке.

Аппарат оснащен линейным блоком питания с весьма габаритным трансформатором, на который приходится приличная часть общего веса. Кстати, сразу учтите, что усилитель весьма ощутимо греется. В низкую стойку или в закрытый объем его ставить точно не стоит.

ЦАП/усилитель Cary Audio SI-300.2d

Собран аппарат в стальном корпусе с алюминиевой передней панелью, которая может быть черной или серебристой. Кнопки, ручка регулировки громкости — тоже алюминий, пластика не видно вообще. Внешность утилитарная, без изысков. И шрифты, которыми обозначены органы управления, под старину. Так что вопрос внешности — на любителя.

Впрочем, единственное, к чему очень хочется придраться — различные логотипы вроде DSD и aptX. Они нанесены на переднюю панель — похоже, что при помощи лазерной гравировки. Отсутствие «шума» в виде этих надписей и логотипов сильно пошло бы на пользу внешнему виду.

Зато у передней панели аппарата есть одна важная особенность. Яркая синяя индикация регулируется на несколько ступеней до умеренно-яркой, а можно и вовсе выбрать такой режим, когда почти вся индикация погаснет через несколько секунд. Вот это очень хорошо.

У меня на тестировании был демо-экземпляр, у которого третья по счету слева кнопка на передней панели обозначена как Clock Input, чего на самом деле у этого аппарата вообще нет, а функционально эта кнопка выполняет функцию Mute.

Остальные кнопки не вызывают вопросов и находятся на своих местах, пульт тоже есть — и вполне удобный. А кое-что можно сделать и через приложение для планшета.

Цифра и бананы
По коммутации Cary Audio SI-300.2d показался мне продуманным и удобным. Четыре линейных входа — по паре балансных и небалансных. При этом один из балансных входов и один из небалансных могут быть настроены на сквозной канал для использования кинотеатральной многоканальной схемы.

Пара небалансных выхода предусилителя, которые могут использоваться и для подключения сабвуферов. Цифровые входы тоже в достатке: есть AES/EBU, пара коаксиалов, оптика и USB. У всех входов кроме USB «верхний потолок» — 24 бит/192 кГц, а USB поддерживает передачу до 24 бит/384 кГц и DSD 64-256.

Для большинства случаев этой коммутации достаточно: можно использовать несколько цифровых источников — например, компьютер и дисковый транспорт — плюс несколько аналоговых. Так что интеграция Cary Audio SI-300.2d выглядит совсем не сложной — тут все продумано.

Особенность, на которую я бы обратил внимание — подключение кабелей [к акустическим системам]. Если использовать лопатки, то кабель будет идти от разъема вверх, а [выходные клеммы] и так расположены в верхней части корпуса. К тому же, изгиб кабеля получится не всегда уместным.

А вниз кабель не повернуть — там расположены разъемы аналоговых входов, да и клеммы ограничивают такой поворот. Так что в этом случае кабель, разделанный «бананами», мне видится более предпочтительным вариантом.

Три трети
Заглянем внутрь аппарата. Здесь деление примерно по третям. Треть занимает трансформатор и блок питания, еще треть — продолжение блока питания, схема предварительного усилителя и цифровой источник, а еще треть — батарея радиатора усилителя мощности и сама схема усилителя мощности.

Элементная база приличная, но с долей разношерстности. Отдельные элементы схемы разнесены по разным платам — расположены они не очень плотно и установлены без дополнительного экранирования.

Встроенный ЦАП построен на чипе Asahi Kasei AK4490EQ. ЦАП собственной разработки, не сторонний OEM. Из интересного — производителем заявлена собственная схема апсемплинга TruBit, которая позволяет переводить все входные данные в DSD.

А также собственная же схема реклокинга OSO, примененная в том числе и для USB-входа. Встроенный ЦАП выглядит вполне полноценным и по коммутации, и по заявленным параметрам.

Что касается дополнительных возможностей, есть Bluetooth v 4.0 и aptX. Если такой тип подключения необходим — его вполне можно использовать, и я не обнаружил здесь каких-то сложностей или регулярно отваливающегося спаривания.

Для управления аппаратом возможности больше среднестатистических. Например, можно использовать штатный встроенный ИК-датчик, можно — подключенный отдельно через разъем на задней панели, а можно и вовсе задействовать оба. Мелочь, но удобно.

Впрочем, ИК-управление сейчас уже не выглядит такой уж необходимостью, как раньше. Более привычным в наше время будет управление по сети: Cary Audio предлагает и беспроводное подключение, и проводное. Приложение для iOS и Android можно найти в соответствующих каталогах.

Однако все настройки сети придется вводить с пульта, потому что без подключения к сети приложение не распознает усилитель. Сделать это нужно только один раз, дальше все работает стабильно.

Радиатор усилителя мощности. Его точно лучше ничем не закрывать — аппарат существенно греется

Приложение не слишком сложное и многофункциональное, но все основные функции там есть. Настройки у аппарата настолько логичные, что после того, как вы пройдетесь по ним один раз, останется только громкость и переключение входов. Ну и включать/выключать аппарат. А еще разобраться с апсемплингом — насколько он нужен и как часто вам захочется его переключать.

Согласен на сложное
Аппарат пробыл у меня на тесте несколько недель, и я попробовал его в самых разных вариантах сочетаний. Первое, что порадовало: усилителю не пришлось искать «акустику попроще» — с мощностью и токовой отдачей у аппарата все весьма неплохо.

Второй момент — хотя у усилителя несомненно есть свой почерк, сторонние аппараты в паре с ним слышны и узнаваемы. Например, у меня по случаю оказался неплохой старый мультибитный ЦАП — и узнать его в этой связке не составило никакого труда.

У SI-300.2d есть свой почерк, который вносит особый характер в звук. Но он не замыливает все остальное. И в целом сочетаемость с другими компонентами, как мне показалось, по своей природе не конфликтна.

Приложение для управления Cary Audio SI-300.2d можно описать буквально в двух картинках. Но ведь все нужное есть, оно наглядно и под рукой

Конечно, основной тест я делал в паре со встроенным ЦАПом — ведь весьма высока вероятность того, что будет использоваться именно он. И тут кое-что меня немного расстроило.

Все возможности USB-входа, включая DSD 256, относятся к сочетаниям с операционной системой Windows. Только драйвер надо поставить, а дальше — все, как заявлено. А вот на MacOS никаких драйверов не нужно, но зато тут мы упираемся в доступность только DoP — и не выше чем 128.

В принципе, записей в DSD у меня не так уж и много, но по прежнему опыту со многими разными аппаратами при выборе нативного DSD и DoP я чаще выберу нативное воспроизведение. И апсемплинг TruBit на USB-входе не работает — он предназначен только для остальных входов.

Задняя панель Cary Audio SI-300.2d

Как «играет» дисковый транспорт в связке с апсемплером, я, конечно, послушал, а применительно к USB использовал правило для всего опробованного софта — никакого апсемплинга, все будет играть нативно. Значит, можно один раз отслушать и «на лету» не переключать. А раз так, применил при прослушивании еще одно правило: все лишнее, что можно отключить — нужно отключить.

В жизни я обхожусь вовсе без пультов, а в этом случае обошелся и без приложения на планшете. Хотя оно вполне в состоянии заменить пульт. Так что отключаю проводную и беспроводную сети и дисплей усилителя. Возможности отключить Bluetooth я не нашел, так что его оставим как есть. А основное прослушивание — все равно с использованием компьютера в качестве источника, с подключением по USB-входу.

Пропорции
Поставил альбом Diana Krall «The Look Of Love», как раз в виде DSD-исходника — соответственно, слушал в режиме DoP. Разница между хайрезом и тем же самым в 16/44 слышна очень хорошо.

Сразу могу отметить: звук не действует на меня как снотворное, а в большинстве случаев происходит именно так. И альбом этот я держу для тестов скорее по причине его популярности, а не потому что альбом мне нравится. Но в случае с Cary Audio все неплохо.

Есть энергия и наполненность, очень приличный масштаб с правильными пропорциями. Хорошо звучит перкуссия, даже тихие третьестепенные звуки имеют телесность и объем. Серединка кажется слегка приподнятой, но при этом вокальные партии не выглядят преувеличенными в масштабе. Все как-то на своих местах, естественно и живо.

Подача на ВЧ понравилась отдельно. Она богатая, разнообразная, разноцветная, но совершенно не крикливая. В целом есть некоторая склонность аппарата играть крупными мазками, но цельная картинка получается вполне органичной, со складным вкусом и стилем звучания.

Внутреннее устройство Cary Audio SI-300.2d

Ощущение осязаемости дополняет хорошая микродинамика и артикуляция. Попутно можно отметить некую долю теплоты. Даже немного похоже на лампу, хотя ничего лампового в тракте нет. Теплота эта не вычурная, а вполне интересная, без подчеркнутого смягчения и без вялости.

Как раз сочетание умеренного количества теплоты, хорошей, насыщенной энергетики и подвижности звука уже создают некий собственный узнаваемый почерк. Ритм может быть аккуратным и даже нежным, если это есть на записи, а может быть и вполне ударно-скорострельным. Но без жесткости. Звук совершенно не холодный и не острый. И не туповатый, хотя и «крупный».

При явно отмечаемой, но умеренной теплоте и округлости звук — не сонный. С ним не скучно, в нем нет ощущения вымученности. В деталях подача чуть-чуть проще, хотя в сравнении со многими другими вариантами никакой простоты заметно не будет.

Следующая запись — Julee Cruise «Floating Into The Night». Объем передается отлично, от баса до верхних частот все соразмерно. Нюансировка тоже неплохая в целом, но некоторые партии звучат слегка упрощенно, а точнее — чуть более формально. Впрочем, если не вдаваться в детали, то все читается, ничего не выпадает из общей картины, намека на какую-то кашу или вялость нет.

А нюансы — почти что на уровне воздуха между звуков, где картинка получается слегка разреженной. Но все это нужно постоянно отслеживать, а наш подопытный аппарат не очень располагает к «звукокопанию» — ему явно интереснее отыгрывать масштабную, достаточно живую и цветную картинку, наполнять все объемом и не обделять эмоциями слушателя.

Дальше поставил альбом Bersarin Quartett «Methoden Und Maschinen». Получилось детально, в меру воздушно, уверенно по динамике. В целом звук какой-то очень человечный, телесный — пожалуй, для этого альбома было бы уместно прибавить немножко прохладности и отстраненности. Но нашему подопытному это не очень по нутру.

Масштаб и объем есть, эмоциональная вовлеченность тоже присутствует в явной мере. Подача в целом получилась теплее и немного мягче обычного. Но без заметного ущерба для информативности. Хотя воздуха хотелось бы немного побольше, а атмосферу полегче, менее плотную.

Именно в нюансах воздуха, в тех звуках, которых почти и не слышно, чувствуется некоторая нехватка. Впрочем, это еще и вопрос вкусов — кому-то именно такой звук покажется ближе и живее.

Плотность
Еще одна запись, совсем из другого жанра — Marilyn Manson «We Are Chaos». С ритмом и разборчивостью все хорошо, звук совсем не вялый, но и не острый в явной форме. Объем есть, и с басом все неплохо — пожалуй, его здесь даже на удивление много. Количественно и качественно он вполне разнообразен. Хотя как и весь остальной диапазон — без остроты.

Специфику записи и стилистику звучания слышно хорошо, но акцент здесь точно не на этих составляющих, а скорее просто на музыке. Слушать интересно, хотя иногда чуть-чуть не хватает деталей и стройности. Зато эмоций много, они не упрощены, не спрессованы и совершенно не утомляют. В целом — весьма хорошо.

Затем включил запись Keb’ Mo’ «Oklahoma». Аппарат очень неплохо отыгрывает ритм и объем, даже на небольшой громкости. Вот эта плотная фактура звука, скорость и осязаемость многим может прийтись по вкусу. Отдельно упомяну, что понравились вокальные партии — практически по всем параметрам, по которым их можно оценивать.

И, конечно, эмоциональность присутствует в должной мере. Во время всего прослушивания меня не покидало ощущение, что где-то там в схеме все-таки есть что-то ламповое, причем от лампы вполне приличного качества.

И напоследок немного классической музыки. Исполнение вагнеровского «Тангейзера». На примере этой записи немного больше заметна окраска, но каши нет даже на сложных фрагментах — разве что легкое упрощение тембров.

Масштабная сцена, хорошая глубина и объем, неплохая локализация инструментов — все это присутствует. А в целом все немного мягче. Подача подробная, эмоциональная и открытая слушателю. Больше придраться не к чему.

Пульт управления Cary Audio SI-300.2d

Именно на этой и паре подобных записей я попробовал поэкспериментировать с апсемплингом. Например, его можно использовать для дискового транспорта. Мне больше понравился вариант с верхними значениями ИКМ, а вариант с пересчетом в DSD показался каким-то подчеркнуто-смягченным, но не настолько детальным, каким мог бы быть «нативный хайрез». Но это скорее вопрос вкуса, а пробовать настройки апсемплинга лучше в своей системе.

Выводы
Аппарат с харизматичным, в меру ярким звуком, категорически не склонный к холодности, отстраненности или миниатюризации звука. В меру олдскульный, но без перебора в сторону окраски или мягкости. Транзисторный, но с ламповым намеком.

Жанрово он справился практически со всем одинаково. Живо, задорно и в принципе — достаточно честно. К тому же, это весьма мощный усилитель, к которому не обязательно подбирать какую-то особо «легкую» [нагрузку].

[Встроенный цифрово-аналоговый преобразователь] мне показался интереснее, чем многие внешние варианты в определенном диапазоне. Если рассматривать внешний ЦАП, сопоставимый хотя бы с половиной стоимости всего этого аппарата, варианты найдутся, но вот некую созвучность надо будет еще поискать, а в базе она точно присутствует.

Музыкальный материал

Bersarin Quartett — Methoden Und Maschinen Denovali Records — DEN323 / FLAC 24bit

Diana Krall — The Look Of Love / Verve XUNI3869D64 DSD 64

Julee Cruise — Floating Into The Night / Warner Bros. Records — 925 859-2 / CD-рип

Keb’ Mo’ — Oklahoma / Concord Records / Tidal

Marilyn Manson — We Are Chaos / Loma Vista — LVR01139 / CD-рип

Wagner — Tannhäuser (Paris Version) Vienna Philharmonic Orchestra, Georg Solti / Decca / Tidal

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

ЦАП Chord Electronics Mojo для Нила Янга (Neil Young Archives)
Фабрика, которая не мебельная. Репортаж с Quadraspire
Меню