Роб Уоттс: человек и инженер, отвечающий за ЦАПы Chord Electronics
Когда находишь свой путь, легче двигаться вперед…
Читатели What Hi-Fi? должны знать если не саму личность Роба Уоттса, главного разработчика ЦАПов Chord Electronics, то, как минимум, созданные с его участием цифровые устройства, которые эта фирма из графства Кент выпускает уже более двух десятилетий.
Среди наиболее примечательных творений Уоттса и Chord Electronics нельзя не упомянуть лидирующие в своих ценовых классах ЦАПы Mojo 2 и Hugo2, а также эпитому high end — великий и могучий ЦАП DAVE. Роб Уоттс, без преувеличения — один из столпов прогресса цифровой звукотехники нашего времени. Тем более интересно спросить его о том, откуда началось его увлечение звуком и какими принципами он руководствуется, работая над проектами.
WHF: Помните, когда впервые заинтересовались hi-fi-звуком?
Р. Уоттс: Подростком разносил газеты и зарабатывал какую-то мелочь, но купить музыкальную аппаратуру не мог. Так что я стал читать радиолюбительские журналы и потихоньку делал разные приборчики — первым был радиоприемник и собрал я его в буквальном смысле в спичечном коробке.
Ну а реальный интерес проснулся, когда я в лет 16 услышал настоящий hi-fi. В школе у нас преподавали курс электроники и учитель устроил нам демонстрацию с винила, пластинки Sheffield Lab с прямой записью на диск. Помню, я закрыл глаза и ощутил, что нахожусь там, где играли музыканты.
Вполне вероятно, что это событие сформировало мой дальнейший жизненный путь. И потом, через много лет, я приехал к Дагу Саксу (хозяину Sheffield Lab) в его студию мастеринга и испытал такие же незабываемые чувства.
И какая у вас получилась первая hi-fi-система?
Ну, в общем самодельные колонки, самодельный предусилитель, который для меня был как выпускная работа для AS-level в средней школе, проигрыватель простенький с тонармом Hadcock. Какой усилитель мощности был — даже не помню. Когда я поступил в университет, то там разработал свою схему для усилителя мощности, на составных транзисторах в классе А.
Вы потом стали одним из основателей фирмы Deltec Audio. Что можете об этом рассказать?
В университете мы с друзьями решили создать свою фирму. Увы, нам не хватило капитала, да и знаний о бизнесе.
А откуда взялась мысль делать ЦАП программно, на FPGA?
Простая причина: хотелось добиться максимума возможного, расширить горизонты. У меня уже был кое-какой опыт, например, работы над ЦАПом Deltec PDM1024, и я понял, что у имеющихся чипов слишком много недостатков. Собственный программный ЦАП на FPGA — единственный способ двигаться дальше.
Есть ли пропорциональная зависимость между вычислительной мощностью матрицы FPGA и качеством звучания? Действует ли Law of diminishing returns (принцип убывающей полезности, когда дополнительные ресурсы перестают давать пропорциональный рост итогового результата)?
Ни пропорциональной, ни логарифмической зависимости там нет! Звукотехника постоянно преподносит сюрпризы. Можно, например, десятикратно снизить какие-то искажения и пронаблюдать заметный на слух результат. Что будет, если эти же искажения снизить еще в 10 раз? Вроде бы заметность на слух должна быть намного меньше, но так бывает далеко не всегда. Иногда мельчайшие технические изменения вдруг дают огромную разницу. Так что не следует априори считать, что ничтожно малое изменение какого-то параметра не будет заметно на слух. Я с нетерпением жду появления новых, более мощных матриц FPGA.
Как у вас проходит процесс разработки нового ЦАПа?
По-разному. Моя работа заключается в том, чтобы понять что и почему влияет на итоговый результат. Затем, надо найти искажения и ошибки и устранить или снизить их. И так каждый раз приходит новый опыт, качество знаний.
Так что приступая к разработке новой модели, я должен применить эти новые знания. Или, если речь идет о модификации существующей модели, устранить ее недостатки я должен на основе нового опыта и обмена мнениями с пользователями.
Мне нравится участвовать в форумах и других веб-площадках обмена мнениями, видеть реакцию конкретных людей на наши ЦАПы. Это помогает набрать информацию о вариантах применения (например, особенности источников сигнала), улучшить в дальнейшем функциональность, характеристики и звук нашей аппаратуры.
Многие спрашивают, почему у ЦАПов Chord Electronics такие простые сетевые адаптеры?
Вся фильтрация и стабилизация напряжения электропитания реализована внутри ЦАПов. Никаких преимуществ от использования каких-то «улучшенных» блоков питания не будет: звук либо не изменится, либо станет хуже. От мощных линейных блоков питания звук точно будет хуже, так как они повышают радиочастотные шумы и помехи.
Наша задача вложить деньги в узлы и детали, которые работают на улучшение качества звука. Наши ЦАПы разработаны для использования с нашими блоками питания.
А как вы оцениваете уровень современной техники цифро-аналогового преобразования? Она уже вышла на предельный уровень или можно ожидать резких скачков и прорыва?
На мой взгляд, плато не достигнуто. Я, по крайней мере, продолжаю добиваться заметных результатов в довольно неожиданных областях.
А из разработанных вами устройств, каким вы гордитесь больше всего?
С одной стороны, каждым из них. Они отображают максимум, которого мы смогли добиться на тот момент времени в той ценовой категории. И все они связаны общим подходом к разработке. Но, если уж выделять что-то, то два аппарата заслуживают особого упоминания: Mojo, так как влияние его на нашу фирму в плане количества покупателей и той музыкальности, которую им дает, очень велико; и, конечно, DAVE.
Что важнее измерения или прослушивание?
Прослушивания, конечно. Но без измерений также нельзя обойтись и нет никакого конфликта между результатами измерений и слуховой оценки. При прочих равных улучшение результатов измерений всегда дает прирост в качестве звука. Пока разработка не выведена на технически необходимый уровень, мы даже не думаем о прослушиваниях.
Цифровые измерения — это замечательный инструмент для того, чтобы найти те параметры, которые заметны на слух. Много раз я замечал на слух изменения, которые не детектировались с помощью аналоговых измерений, но прекрасно видны, если используется цифровое моделирование или захват цифровых данных. Я уже упоминал, что крохотные изменения могут очень сильно влиять на результат, так что не следует мыслить шаблонно.
Какой аппаратурой вы пользуетесь в качестве эталонного тракта воспроизведения?
Ну, если отбросить опытные образцы всяких новых работ, то моя основная аудиосистема — это процессор Hugo M Scaler, ЦАП/предусилитель Hugo TT2 и акустические системы B&W 803 D3. В офисе использую наушниковую систему с Hugo M Scaler, DAVE и Dan Clark Audio Stealth. Когда летаю в командировки, беру с собой Hugo M Scaler, Hugo TT2 и те же наушники Stealth.
А из музыки, что у вас любимое?
Не люблю такие вопросы! У меня 5 терабайт музыки и я ничего не хочу из нее убирать. Мне очень нравится классика, начиная от средневековья до современной, нравится прог-рок и электронная музыка. Я обычно ставлю плейлист на случайное воспроизведение и проникаюсь настроением каждого трека, когда Хильдегард фон Бинген сменяется Tangerine Dream.
Если ж все-таки надо выбирать, то для меня самая проверенная временем музыка — это Концерт для виолончели Эльгара в исполнении Жаклин дю Пре. Всегда мурашки по коже от этого исполнения, в этом вся суть hi-fi.
Интервью брал Кетан Барадия. Перевод с английского С.А. Таранов. Все права защищены, ©2022 АО «Нэкст», Москва
Оригинал на английском языке читайте на сайте What Hi-Fi?
Фотографии: Future plc, headphone.guru, stereonet.com