1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Fyne Audio
  4. Интервью с П. Миллзом (Fyne Audio)

Интервью с П. Миллзом (Fyne Audio)

Разговор с главным специалистом Fyne Audio состоялся строго дистанционно еще в период действия ограничений, связанных с эпидемией ковид-19. С тех пор прояснилось, что за сюрпризы готовила Fyne Audio — на первой после двухлетнего перерыва выставки High End в Мюнхене были продемонстрированы опытные образцы двух новых серий Vintage. Чем живет фирма, новые разработки которой ведутся под руководством доктора технических наук Пола Миллза? Каковы ее достижения, открытия и рыночная политика? Спрашивает компания «Нэкст», отвечает Пол Миллз, Fyne Audio.

Вопрос: О миссии фирмы. Вы — один из основателей сравнительно молодой компании, которой пришлось пробиваться на весьма конкурентный рынок. Чего вы ожидали в начале пути, какие идеи двигали вами?

Пол Миллз. Мы — группа людей, объединенных одной целью: делать самые передовые акустические системы (АС). Идея — непрерывное движение вперед и максимальное качество во всех направлениях нашей работы, задача — выпускать лучшие в своем классе АС для дома. Наш покупатель и мы во-многом похожи, ищем максимальное качество звука hi-fi, поэтому когда клиенты в разных странах мира довольны покупкой, Fyne Audio, которая разрабатывает и производит эти АС у нас в Великобритании, также радуется тому, что делает.

Управляющая команда Fyne Audio. Пол Миллз — крайний справа

Вопрос: О будущем фирмы. Вслед предыдущему вопросу: каковы планы на ближайшее будущее, чего ждать от нашей отрасли в ближайшие годы?

Пол Миллз. Наши планы — это секрет пока. Мы будем продолжать начатое, но ждите и сюрпризов. Рынок меняется, развиваются такие направления как беспроводные АС с сетевым подключением для «стриминга», мультирум и т.д. Мы следим за тенденциями рынка и их техническим обеспечением. Всегда была и будет группа потребителей с устремлениями к высокому качеству звука и новые технологии могут быть инструментом, который привлечет больше людей к музыкальным системам высокого качества. Мы выставляемся на выставках во всем мире и видим, что молодые люди интересуются hi-fi и это вдохновляет.

Вопрос: Портрет покупателя. Каким вы видите своего клиента? Бюджет, домашние условия, интересы и прочее?

Пол Миллз. Конечно, они разные. Хотя бы потому, что мы выпускаем широкий ассортимент АС в диапазоне цен от двух-трех сотен фунтов до нескольких десятков тысяч за пару. Наверное, самыми типичными будут такие группы:

  • молодые любители музыки с небольшим стажем;
  • аудиофилы с хорошим достатком;
  • разбирающиеся в качестве люди, которые в целом стремятся к высокому качеству жизни.

Вопрос: Биография. Вы занимались и наукой, и производством, долго работали главным инженером на Tannoy, а с чего все началось? Когда вы поняли, что из всех технических дисциплин, вам наиболее привлекательна звукотехника?

Пол Миллз. В основе всего любовь к музыке. Это именно так! Помню себя еще мальчишкой, как говорят здесь в Шотландии ‘wee lad’, в 60-е годы. Дома у нас была самая простая радиола, а в гостях у дедушки я слушал вполне приличный hi-fi. И конечно мне захотелось такого же, я стал читать журналы, научился сам делать усилители и колонки. И понял, что хочу этим заниматься и в дальнейшем. Поступил в университет в Ливерпуле, закончил с красным дипломом по инженерному делу и инженерному управлению. Через какое-то время поступил в аспирантуру на специальность «звукотехника» в университет Эссекса, там весьма известная была кафедра звукотехники, защитил диссертацию, преподавал несколько лет, после чего стал работать в одной известной шотландской фирме, производящей акустические системы. Там я трудился 29 лет.

Вопрос: Открытия и инновации. Несмотря на молодость Fyne Audio и выпускает широкую линейку акустическую систем, и применяет в них целый ряд собственных технических решений, которые касаются как собственно излучателей, так и конструкции корпуса и других элементов АС. Расскажите подробнее: для чего применяется то или иное решение, каким из них вы особенно гордитесь?

Пол Миллз. Самый ключевой элемент — это точечный излучатель IsoFlare (о нем еще расскажу). Гордимся мы больше всего НЧ-оформлением BassTrax. Это очень оригинальное и действенное решение, мы его применяем почти во всех моделях. Разновидность фазоинвертора с двумя внутренними объемами и выходом трубы вниз, в специальный рассекатель. Два связанных объема дают возможность использовать фазоинверсную систему в более широком диапазоне частот, плюс к тому работают как глушитель, препятствуя возникновению стоячей волны от внутреннего выхода фазоинвертора. Выход трубы в дне корпуса нагружен на рассекатель с профилем раскрыва «трактриса», на котором плоский фронт волны преобразуется в сферический 360°, звуковая энергия распространяется в комнату равномерно и однородно. В результате НЧ-характеристики не так резко зависят от расстановки АС в комнате — в отличие от обычных АС с фазоинвертором спереди или сзади. Профиль «трактриса» использовался в рупорных громкоговорителях еще в 1920-х (Пол Войгт), но применение его в качестве рассекателя — это новое изобретение. Его огромное достоинство в том, что распространяющаяся волна всегда попадает на такой рассекатель под углом в 90°, что устраняет отражения.

Рассекатель в BassTrax

Вопрос: «супертвитер». В свое время именно вы возродили интерес к дополнительным ВЧ-излучателям в самом верхнем диапазоне частот, по-английски они называются supertweeter. В Японии, например, немало поклонников такого подхода. В чем полезность передачи диапазона частот выше 20 кГц и как вы смотрите сейчас на эту идею?

Пол Миллз. Цифровые записи высокого разрешения (и виниловые пластинки тоже) намного перекрывают диапазон частот 20 кГц. Спектр гармоник многих инструментов также. Есть исследования, что звуковая информация в том диапазоне воспринимается человеком: через костную проводимость в определенный участок внутреннего уха. Но, даже если не принимать это во внимание, теория говорит, что широкая полоса пропускания необходима для передачи правильных соотношений амплитуды и фазы в спектре гармоник музыкальных инструментов. В большинстве своем наши АС имеют полосу частот до 34 кГц, так что по-прежнему мы считаем воспроизведение в этом диапазоне важным.

Вопрос: «криогенная обработка и заземление динамиков«. Ваше имя связывают с не совсем обычными техническим решениями, например, криогенной (в атмосфере жидкого азота) обработкой проводящих элементов фильтров и клеммой заземления для металлического держателя НЧ-динамика.

Пол Миллз. Технологические процессы, например, протягивание проволоки через фильеры, горячее литье, охлаждение термопластических материалов после литья сопровождаются появлением напряжений и смещений в них. Криогенная обработка снимает все или часть этих напряжений за счет спада кинетической энергии в материале. И, кстати, пока еще криогенные технологии больше ориентируются на накопленный опыт и механизм тех или иных процессов еще не изучен глубоко.

Так или иначе, глубокая криогенная обработка в аудиотехнике используется относительно давно, в первую очередь для кабелей. Она реально сокращает количество переходов внутри кристаллической структуры и, значит, улучшает передачу сигнала.

В нашей системе разработок мы не рассматриваем кабель отдельно от всего узла разделительных фильтров, который отвечает за частотное распределение сигнала между громкоговорителями. Обрабатываются все материалы, используемые в элементах фильтра, будь то монтажные кабели, катушки индуктивности, резисторы, конденсаторы — даже клеммы на громкоговорителях. И учтите, что припой тоже элемент с кристаллической структурой, причем дефектной от нагрева при пайке, поэтому все паяные соединения подвергаются воздействию сверхнизких температурах.

Что же касается клеммы заземления, которая электрически соединена с металлическими диффузородержателями динамиков, то ее задача — борьба с радиочастотными наводками. Попадая в тракт звукоусиления, они влияют на передачу малых сигналов. Механизм для переноса помех возникает при подключении проводов между усилителем и АС. Если хотите использовать клемму заземления на АС, рекомендую экранированный кабель к АС.

Вопрос: «Фаза«. Фазовые искажения в акустике — вопрос, который для многих остается туманным. Связано ли с акустической фазой использование точечных излучателей?

Пол Миллз. В нашем громкоговорителе IsoFlare ВЧ-излучатель находится в акустическом центре НЧ/СЧ-излучателя. IsoFlare фактически является точечным излучателем, причем изотропным, то есть под углом от оси излучения звуковая энергия спадает равномерно, направленность ее как бы повторяет профиль раскрыв НЧ/СЧ-диффузора. IsoFlare дает следующие уникальные преимущества:

  • сферический фронт волны;
  • не искажаются соотношений в спектре гармоник сложных звуков;
  • линейная фаза (то есть групповое время задержки ГВЗ не зависит от частоты);
  • симметричная диаграмма направленности излучения и в вертикальной, и в горизонтальной плоскости;
  • звуковое пространство записи передается максимально точно;
  • снижается зависимость характеристик АС от места расположения в комнате;
  • ровный переход акустической энергии в области частоты раздела полос.

Вопрос: «DSP и активные системы«. Один из модных способов управления звуковым полем в помещении прослушивания музыки — это цифровая обработка сигнала (DSP, ЦОС) и, соответственно, активные АС со встроенной ЦОС. Вы стали бы использовать такой способ? И где?

Пол Миллз. В домашнем hifi активные АС не популярны: и дорого, и нет возможности заменить усилитель, кабели и тд. В тех случаях, когда нужна система по принципу «включил и не трогай», то есть то, что называется lifestyle, особенно в дорогих ценовых сегментах, они могут быть актуальны. Мы вели и ведем кое-какие исследования и в направлении активных систем с DSP.

Вопрос: «Польза измерений«. Данные измерений не раскрывают всей картины качества звука, но все-таки: какие измерения полезнее других при разработке?

Пол Миллз. Результаты стандартных измерений в большинстве своем полезны и информативны, в особенности данные по АЧХ и направленности в полярных координатах. Также очень важны измерения во временной области. Но по-прежнему, можно намерить прекрасные технические параметры, а звучания хорошего не получить…

Вопрос: «Акустические системы в помещении«. Каждый покупатель столкнется с особенностями влияния помещения прослушивания на работу АС. Одинаковых комнат не бывает. Вы, как разработчик АС, как-то учитываете фактор помещения? И, кстати, поделитесь рекомендациями, как лучше расставить АС относительно мебели и стен комнаты?

Пол Миллз. Желательно, чтобы обстановка относительно акустических осей правой и левой АС была симметрично похожа. Это дает более точную локализацию в стереокартинке. Не следует ставить АС в углы комнаты и лучше, чтоб они были по возможности подальше от стены за ними. По поводу технических решений, я уже говорил, что НЧ-оформление BassTrax снижает степень зависимости НЧ-характеристик наших АС от окружающих поверхностей, а точечный источник IsoFlare дает исключительно равномерное и однородное звуковое поле.

Если в комнате слишком много отражений, то исправить это можно средствами акустической обработки: на низких частотах это басовые ловушки, на высоких и средних — звукопоглощающие панельные плиты.

Вопрос: «Акустическая коррекция в АВ-ресиверах«. Можно ли победить недостатки помещения с помощью встроенных в ресивер цифровых систем коррекции или других внешних DSP?

Пол Миллз. Все относительно, и если в каких-то ресиверах коррекция оптимизирует характеристики только в одной точке помещения, то есть и более развитые ЦОС, которые работают лучше. Но в любом случае, мы с вами отталкиваемся от акустических систем, которые должны быть сделаны так, чтобы правильно работать в большинстве обычных комнат.

Завод Fyne Audio неподалеку от Глазго

Вопрос: «Инженерное обеспечение в 20-х годах 21 века«. Мир сейчас цифровой и это изменило многие отрасли, в том числе нашу. Теперь и инженеры работают по-новому, музыканты по-другому записывают музыку, слушатели получили новые возможности. Процесс моделирования и подготовки опытных образцов на Fyne Audio в основном ведется компьютерными средствами или сразу же подключаются прослушивания? Кто кроме вас участвует в прослушиваниях при подготовке новых моделей?

Пол Миллз. Сейчас очень много полезных программ и методов разработки. Это расчетные программы, например методом конечных элементов, чертежные и конструкторские программы группы CAD и так далее. Программы расчета разделительных фильтров позволяют далеко продвинуть разработку еще до начала прослушиваний. Но в системной настройке мы полагаемся на уши. И это действительно коллективное усилие, кроме меня многие специалисты участвуют и помогают в финальной «слуховой» настройке новых моделей. И, естественно, мы учитываем обратную связь, отзывы разных людей, включая дилеров и дистрибьюторов в разных странах мира.

Вопрос: «Ваша домашняя аудиосистема и музыка«. У вас дома есть стереосистема? А музыку какую собираете? Как выглядит ваша комната прослушивания? Какие изменения происходили в вашей аудиосистеме последние 10-20 лет?

Пол Миллз. Ну акустические системы у меня теперь бренда Fyne Audio, раньше был другой бренд. Уже не пользуюсь CD-плеером, музыку храню на жестком диске, куда есть доступ сетевому проигрывателю. Но в основном слушаю винил. Проигрыватель Michell Gyrodec с тонармом SME V и головкой Koetsu Rosewood Signature. Предусилитель и усилитель мощности моей разработки и производства. Усилитель мощности на лампах EL34, двухтактный в классе А. Комната у меня относительно небольшая, в настоящий момент в ней стоят полочные F1-5, но были у меня и напольные F1.10. Музыку я слушаю разную: рок, прогрессив-рок, кантри, джаз…

Редкий кадр — домашняя система разработчика

Вопросы и перевод с английского © 2022 Таранов С.А.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Интервью с Р. Уоттсом (Chord Electronics)
Он всё умеет (технический обзор усилителя Rose RA-180)