1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Fyne Audio
  4. Обзор акустических систем Fyne Audio F303 и F301 на stereo.ru

Обзор акустических систем Fyne Audio F303 и F301 на stereo.ru

Обзор был опубликован на портале stereo.ru в мае 2019 года под названием «Тест акустики Fyne Audio F303: умение играть старые записи» (автор — Виктор Горбатов).

Мы приводим выдержки из ревю Виктора Горбатова:

Шотландская компания Fyne Audio появилась недавно и как-то спонтанно. Ее буквально из ничего создали бывшие сотрудники Tannoy, ушедшие из компании после реорганизации. В итоге получился производитель, работающий в нескольких сегментах — от весьма бюджетного до достаточно дорогого.

Чаще всего у различных производителей нет единообразия во всех линейках: кому-то удается лучше работать в младшем сегменте, у других самыми уверенными выглядят линейки посередине, а кто-то хорошо делает модели постарше, но не очень уверенно выступает с младшими линейками.

Поэтому в данном случае я постараюсь не судить о всей Fyne Audio в целом, ведь со старшими моделями я не знаком. А в нашем случае оценим 300-ю линейку — самую бюджетную по меркам производителя. Возьмем мы из нее модели 301 и 303 — основные небольшие полочники и старшие напольники. Послушаем и сравним.

Простота и аккуратность
Сама 300-я линейка, как можно понять, рассчитана в равной мере и на стерео, и на многоканальные системы. Кроме наших подопытных в ней есть настенные колонки LCR, 300-е полочники-сателлиты (еще более компактные, чем 301-е), центральный канал и промежуточные 302-е напольники — поменьше, чем старшие. Линейка совсем недорогая — самая старшая напольная модель укладывается в 64 000 рублей за пару на момент тестирования.

Обычно ко мне попадают [АС] существенно постарше, поэтому больших скидок на класс при прослушивании я для Fyne Audio делать не буду. Впрочем, какие-то оговорки скорее всего понадобятся, и рассчитывать на то, что здесь вдруг окажется звук на сумму втрое дороже, не стоит. Хотя, для чистоты эксперимента, лучше и вовсе ни на что не рассчитывать, а просто внимательно слушать.

Но для начала изучим внешность и конструкцию. [Колонки] легкие: 5 кг весит небольшой полочник и чуть меньше чем 15 кг — старшая напольная модель. Корпуса изготовлены из МДФ. По ощущению они как будто плотные, жесткие, но немножко звонкие, и в то же время звук при простукивании гаснет быстро. Отделка приличная — хорошая пленка с фактурой, хорошо сделанные стыки. Полочники мне достались в отделке под дуб, а напольники в «черном ясене». В обоих случаях все выглядит неплохо.

Сама внешность не оставляет особых ярких впечатлений. Просто [АС] — не безликие, но и не бросающиеся в глаза. Впрочем, это и не «просто ящики», которых полно на рынке — некоторые запоминающиеся детали здесь есть, и добавлены они уместно и скромно. В качестве отличительной черты можно выделить накладки, в которых установлены [ВЧ-головки]. По идее эти отливки должны походить на детали, покрытые рояльным лаком, но, что это такое, я не очень понял — то ли пластик, то ли накладки из МДФ. Конечно, скорее второе. В целом, эти детали не притягивают внимания, но и не отталкивают. Просто вот так выглядят эти Fyne Audio, и этим они и запоминаются.

Из приятных моментов — магнитные держатели защиты. И [сетки] СЧ/НЧ-динамиков, и защитная [решетка высокочастотника] — съемные и на магнитах. Еще из внешних деталей понравилось, как сделано основание у напольников. Понятно, что оно изготовлено из пластика — в этом сегменте ожидать другого и не приходится — но и смотрится все интересно, не банально, и пластик качественный. Шипы с регулировками имеются.

Пуля в конструкции
По набору динамиков и общей конструкции, модели F301 и F303 весьма похожи: фазоинверторное оформление, одинаковая частота раздела и [ВЧ-головки]. Да и СЧ/НЧ-динамики идентичны, только в полочной модели динамик один, а в напольниках по два. Куполы [ВЧ-головок] изготовлены из полиэстера, в конструкции использованы неодимовые магниты. Предположу с большой долей вероятности, что динамики этой линейки заказные, но сделанные по собственным спецификациям.

[…]

СЧ/НЧ-динамики выглядят неплохо для своего класса. [Металлические диффузородержатели], бумажные метализированные диффузоры, неподвижная «пуля в конструкции» и подвесы со спирально нанесенной насечкой (по утверждению производителя, для более стабильной работы динамика).

Пожалуй, все в целом неплохо. Фильтры у [F303] простые, но, впрочем, тут я другого и не ожидал. Как оно играет в целом — послушаем, ну а для любителей есть возможность апгрейда заменой буквально пары деталек. Помнится, такие варианты у нас неоднократно обсуждались в комментариях .

Напольники 303 после теста были разобраны настолько, насколько это было возможно. В процессе обнаружилась более аккуратная «изнанка», чем я ожидал. Посадочные под динамики сделаны так, что даже после откручивания всех крепежных шурупов динамики еще нужно было постараться вынуть. Плюс при осмотре вблизи — аккуратные кромки и стыки.

Везде проложены дополнительные демпфирующие прокладки. Провода и те закрыты поролоном. Распорки в корпусе, набивка материалом — все сделано аккуратно. То есть с одной стороны понимаешь, что [колонки] весьма бюджетные, но того «тяп-ляп», что я видел при разборке некоторых моделей того же класса, здесь нет.

Звук: чуть-чуть винтажа
Пожалуй, о конструкции и реализации рассказать больше нечего, — нужно слушать. Система для теста подобралась следующая: интегрированный усилитель и CD-проигрыватель Cyrus, — при этом проигрыватель работал только в качестве транспорта в паре с ЦАПом Chord Qutest. Кабельная обвязка от The Chord Company.

В качестве материала для теста я решил ограничиваться только обычными CD, не примешивая в процесс файлы и хайрезы — чтобы сосредоточиться все-таки на двух парах [АС], а не на цифровом источнике. В качестве основного подопытного выступили напольники Fyne Audio F303, а полочники я послушал отдельно, несколько раз меняя [колонки] местами.

Система, в которой проводилось тестирование Fyne Audio F303 и Fyne Audio F301

В начале послушал запись Oscar Peterson Trio «West Side Story». И сразу ненадолго заслушался — точно на большее время, чем нужно было, чтобы оценить звук в рамках теста и конкретной записи. Звук не яркий, но эмоционально насыщенный. Здесь баланс хоть и смещен в пользу эмоций, но нет напыщенности или крикливости. В подаче есть чуть-чуть винтажной окраски, нет резкости или агрессивности, а атмосфера передается очень хорошо.

По детальности можно заметить некоторое упрощение, однако не такое сильное, как можно было бы ожидать. К тому же здесь это легкое упрощение не сочетается с огрублением — нет вульгарности или навязчивости. Динамика аккуратная, звучание слитное, чуть затепленное. В целом, воспринимается приятно, подачу легко и быстро принимаешь за собственный стиль [F303], и в таком виде он не вызывает никакого отторжения.

Fyne Audio F303 — входные клеммы имеют вполне привычную конструкцию

Сцена масштабная, умеренно-воздушная. Бас на этой записи воспринимается немного мягче обычного, но именно мягче — без размазни или медлительности. Масштаб же баса явно больше ожидаемого. Серединка чуть расцвечена, но раздутой не выглядит. Верхние частоты, с поправкой на запись, достаточно яркие, но не острые и не кричащие.

Следующий альбом — сборник «Music composed by Nino Rota». Вот тут бас уже вполне современный, в том числе и электронного происхождения, и масштаб получается выдающимся. Контроль не плох, нет каши. На мой слух и вкус даже захотелось немного прибрать басы. В относительно небольшом, пусть и подготовленном, помещении лично для меня баса было слишком много. Хотя я легко представляю себе слушателя, который будет в восторге от такого количества баса.

Слева — СЧ/НЧ-динамик, используемый в 300-й линейке Fyne Audio; справа — вынутый из корпуса ВЧ-громкоговоритель

Что мне понравилось — звук сохранил свой почерк, вот ту легкую винтажность подачи и аккуратную, не утомительную радость звучания. О применении почерка и вкусах можно спорить, но уже на данном этапе стало видно, что здесь есть характер и он вполне цельный. К тому же, синтетики я не заметил. Инструменты слышны вполне достоверно, но нет ни излишней резкости, ни пластмассовости. Большой масштаб и эмоциональная подача остаются какими-то уютными, совершенно не вульгарными.

Разборчивости, на примере записи, более или менее хватило на всех фрагментах. Общее свойство — чуть упрощенная подача, деталек можно было бы услышать и побольше, но с усложнением записи звук не деградирует, частоты не перекашивает, да и динамика на удивление остается только чуть неспешной, но не начинает спотыкаться.

Фильтр Fyne Audio F303

Еще один альбом — Nils Landgren ‎«Sentimental Journey». Здесь большим мне показался масштаб. Но это не тот случай, когда увеличенный в размерах образ вокалиста сопровождается невнятным образом инструментов. Тут все большое, объемное и масштабное. Образы обрисованы без голографической точности, но они и не размыты, просто контуры ощущаются немного растушеванными. Бас так же масштабен и глубок, хотя и чуть упрощен относительно того, что можно было бы получить от этой записи.

Вокальные партии тоже без пронзительного высокого разрешения, без остроты артикуляции, но, в целом, все получается соразмерно, сообразно, и эмоциональная составляющая не идет вразнос. Это хорошо, потому что при услышанной ранее доле винтажной теплоты я предполагал, что этот диск может прозвучать слишком слащаво. Однако собственный почерк [F303] никогда не переходит границ приличия. Эмоционально звук достаточно приятный — та самая легкая винтажность.

Полочники Fyne Audio F301

И еще одно наблюдение, скорее применимое к системе в целом, но и к [АС] в первую очередь. Совсем тихо им «играть» не нравится, получается невыразительно. Вот средняя громкость и немного выше средней — самые подходящие.

Звук: наглядно, не скучно, не сухо
Дальше послушал альбом Eric Clapton ‎«461 Ocean Boulevard». Звук энергичный, почерк узнаваемый, но и вся специфика записи и обработки слышна неплохо. Тут уже можно говорить, что разницу в записях, нюансах и система в целом, и [АС] показывают достаточно наглядно, не маскируя и не усредняя особенности.

По подаче и характеру — не скучно, не сухо, масштабно, но без подчеркнутой раздутости. Собственный почерк слышен, но наслаивается он на звук аккуратно, его не много, и пока мне не удалось найти примеры, когда этот почерк бы как-то изменялся количественно — в этом смысле он вполне стабилен.

Динамику на этой записи оценивать сложно — нет предельных условий, но медленности я не услышал. И ритм получался неплохим, несколько форсированным, но без явного излишества. В том числе и за счет этого складывается собственная аккуратная и совсем не занудная музыкальность.

Динамику я оценил на примере альбома Dark Tranquillity «Haven». Получилось неплохо по скорости, вполне разборчиво. Правда, звук мне показался несколько другим, чем на предыдущих записях. Здесь все суше, и подача, которую я считал скорее темной, оказалась более светлой. На контрасте и в сравнении это заметно и несколько непривычно. Хотя не скажу, что разница значительна, или что почерк кардинально иной, но в нюансах слышно и заметно. Детальность же порадовала — не запредельная, но даже на сложных фрагментах лучше ожидаемого.

Поставил диск со старым-старым исполнением оперы Bellini «I Puritani». Запись старая, моно, она не идеальна в деталях, и на примере этой системы упрощение заметно. Зато воздушно, объемно само исполнение, эмоции считываются хорошо.

[F303] не прорабатывает звук по детальности до предельной глубины (но никто и не ждет таких способностей в этом классе), но нет и явного упрощения.

В качестве завершения послушал Первую Симфонию Малера. Получилось немного упрощенно, но не жестко и прямолинейно, а скорее эмоционально и мелодично. Некая окраска наслаивается, но к этому почерку я уже успел привыкнуть, и никакого отторжения в данном контексте он не вызвал. Есть неплохая основательность за счет баса, есть читаемая серединка и не крикливые верха.

На примере этой записи уже можно пожаловаться на разборчивость в целом, но все так ровно распределено по диапазону, что не хочется придираться к чему-то отдельно. А вот что хорошо, так это отсутствие каши — это звуку на пользу.

Дальше переключился на полочные Fyne Audio F301 и в сокращенном варианте послушал тот же музыкальный материал. Почерк и характер узнаются сразу. Впрочем, было бы удивительно обратное, ведь разница здесь в конструкции корпуса, количестве динамиков и в фильтре, так что другому почерку взяться неоткуда. Звук менее басовитый, но не настолько, насколько я бы мог подумать. Верхний бас и нижняя середина в таком виде ощущаются более густыми и концентрированными.

Масштаб тоже больше ожидаемого, а воздух ощущается отчетливо, подчеркнуто. Звук как будто чуть светлее. По детальности и динамике никаких значимых различий не слышно, что опять же логично. Можно констатировать, что в этой линейке явно выражены цельность и преемственность.

Выводы
В первую очередь, понравилась универсальность и способность не скучно играть даже старые проблемные записи, при этом не окрашивать их и не добавлять псевдовоздух и псевдоэмоции, а хранить сходство с оригиналом. С поправкой на почерк, конечно. Впрочем, почерк мне тоже показался по-своему привлекательным. Вообще-то я не люблю винтажный окрас и теплоту, но тут всего ровно столько, сколько нужно, чтобы не вызвать явных нареканий.

Почему-то в качестве аналогии мне вспоминается классический старый английский звук саундтреков или, например, ранних изданий «Monty Python» на виниле, только количественно характер звучания не погружает в ту стилистику, а добавляет легкий-легкий фильтр, не более. Интересное свойство, любопытный характер, и всего в меру.

[АС], которая не умеет играть старые записи, предпочитая только современное, пережатое компрессией, много. Здесь же баланс иной — и старое, и новое звучит самостоятельно, самобытно. Старое не перекрашивается под новое, новое не звучит, как старое. Это свойство мне вообще кажется удивительным для достаточно бюджетных [колонок], потому как мои наблюдения показывают, что чаще все наоборот.

Жанровость тоже на хорошем уровне. Подача в целом, вероятно, не подойдет для музыкального педанта, которому нужно слышать все максимально достоверно, но вот для долгого прослушивания самой разной музыки такой звук вполне подходит. Делаю такой вывод, даже целиком и полностью относя себя как раз к тем самым музыкальным педантам.

И еще: было бы интересно послушать [F303] в применении к кино. Услышанное подсказывает, что из нее может получиться интересная многоканальная система или просто система под игровое кино со стереозвуком.

Музыкальный материал

Bellini — I Puritani — Callas, Di Stefano, Panerai, Rossi-Lemeni, Chorus and Orchestra of La Scala, Tullio Serfin / Naxos 8.110259-60 / CD Mono

Dark Tranquillity ‎— Haven / Century Media ‎77297-2 / CD, Stereo

Eric Clapton ‎— 461 Ocean Boulevard / Polydor 0602498252468 / CD Stereo

Mahler — Symphonie №1 — Klaus Tennstedt, Chicago Symphony Orchestra / EMI — Esoteric ESSE90068 / Stereo SACD

Nils Landgren ‎— Sentimental Journey / ACT 9409-2 / CD Stereo

Oscar Peterson Trio ‎— West Side Story / Verve Records POCJ-9226 / CD Stereo

Various / Music composed by Nino Rota — 1999 / EMI Japan TOCT-24124

Нажмите на ссылку, чтобы попасть в каталог товаров:

Приведем также комментарии к данной статье, опубликованные на портале stereo.ru:

Fate-X: «Приобрел недавно себе Fyne Audio F302 (средние в линейке). Очень нравится как звучат. Слушаю сейчас на стерео ресивере Yamaha RX-495 RDS. Подскажите какой усилитель предпочтительнее к ним до 70тыс. ? Слушал NAD 316bee (верхов очень мало)».

Виктор Горбатов: «Сложно подсказать. Я их слушал с Cyrus, ну и еще была пара встреч с моделями постарше, но там и пары были в другом бюджете. NAD этот и сам слабенький и звук у него темный, на мой вкус просто не очень удачный усилитель даже при своей цене».

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Особенности проигрывателей Acoustic Signature в сравнительных таблицах
Поворотный момент: обзор тонармов Acoustic Signature