1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Soulines
  4. Игор Глигоров, Soulines: «Для меня вертушка — символ жизни, которая идет по кругу». Интервью WHAT HI-FI, январь, 2014

Игор Глигоров, Soulines: «Для меня вертушка — символ жизни, которая идет по кругу». Интервью WHAT HI-FI, январь, 2014

Компания Soulines — новичок на российском рынке, не так ли? Расскажите, пожалуйста, о ее становлении.
— Да, до России наша продукция добралась лишь в 2012 году, хотя компания Soulines существует с 2009 года. В производстве проигрывателей виниловых дисков соединились две моих жизненных линии: по образованию я инженер-механик, а кроме того, с детства учился музыке, а потом стал заниматься ею профессионально – работал музыкантом, и у меня была студия звукозаписи. То есть я знаком с процессом от самого начала и до конца, что очень важно для меня теперь: это помогает мне тестировать изготовленные мною вертушки.
На определенном этапе, до кризиса 2008 года, у меня была дистрибуторская фирма, поставлявшая Hi-Fi-технику в Сербию. В наступившие трудные времена я стал зарабатывать на том, что раньше для меня было хобби: реставрацией старых вертушек, от которых я старался добиться максимально качественного звучания. Я их сделал штук десять-двенадцать; они очень понравились моим друзьям и на нашей Hi-Fi-выставке тоже получили хорошие отзывы. Тогда я подумал, а почему бы не организовать серийное производство. И дело постепенно пошло. Два года назад я выпустил первую модель Hermes DCX, затем появилась Kubrick DCX (см. тест в номере за декабрь 2013 г.), а совсем недавно – Dostoevsky DCX. Их наименования навеяны дизайном: футуристическим – у названной в честь режиссера-фантаста, классическим с деревянной платформой, напоминающей книгу, – в честь писателя-классика.
Проигрыватели винила, несмотря на очевидное возрождение интереса к ним, все же нишевый продукт, предназначенный не для массового рынка. Чем вы надеетесь привлечь искушенных потенциальных покупателей этой техники?
— При разработке во главу угла я, конечно, ставлю звук, а следующее за ним свойство – простота и удобство установки и настройки. Ну и наконец, приятная внешность.
При проектировании вертушки можно идти двумя путями: стремиться сделать ее невесомой, оставив только пластинку и иглу, или, наоборот, максимально массивной; оба этих варианта в идеале способствуют минимизации вибраций, вносящих искажения в музыкальный сигнал. Мой подход в плане массивности где-то посередине, но я применяю некоторые приемы, которые позволяют добиться максимального качества звука за эти деньги.
Кто разрабатывает проигрыватели и где они изготавливаются?
— Конструкцию и дизайн вертушек Soulines разрабатываю я сам; я же их и собираю из комплектующих, которые по моему заказу изготавливаются в основном в маленьких мастерских у нас в Сербии. Подбор поставщиков, способных обеспечить тот уровень качества, который мне необходим, занял у меня несколько лет; зачастую довольно трудно было объяснить, зачем мне все это надо, поскольку многие люди убеждены, что вертушек, как класса, уже больше нет. Каждый готовый проигрыватель несколько дней тестируется, как с помощью соответствующих приборов, так и на слух – здесь мне очень помогает мой музыкальный опыт.
То есть, все делается в Сербии?
— Да, почти все, за исключением тонармов – мы устанавливаем японские Jelco, а также двигателей, которые закупаются в Голландии у компании с солидной репутацией и большим опытом. Но на новой модели – Dostoevsky – может ставиться тонарм KiVi 9 из карбона и алюминия нашей разработки и производства, а на подходе еще и фирменный фонокорректор.
Одноопорные тонармы достаточно сложны в настройке. Почему вы выбрали такое решение?
— С одной стороны, они позволяют получить хороший звук, а с другой – это технологически доступно для производства в Сербии.
Почему вы комплектуете проигрыватели тонармами Jelco? На наш взгляд, это не лучший выбор.
— Из соображений соотношения цены и качества. Возьмем, к примеру, тонарм SME; он в несколько раз дороже, но выигрыш в качестве звука – не более 10%. И потом, у моделей Hermes и Kubrick предусмотрены три базы для девятидюймовых тонармов, так что владелец может выбирать по своему вкусу.
А какой бы Вы посоветовали?
— Я не стану этого делать – ведь у каждого свои музыкальные пристрастия, собственная система, комната, да и количество денег, наконец.
— Почему в вертушках Soulines не используется схема с разделенными дивателем и платформой?
Их разнесение существенно усложняет установку и настройку, а также повышает антивибрационные требования к поверхности, на которой размещается проигрыватель. В этом деле надо помнить главное: цель всех этих ухищрений – устранить вибрации, а больше ничего и нет. Вот, например, платформа модели Kubrick образована из нескольких алюминиевых блоков, соединенных особым способом посредством вибропоглощающих развязок; а на поворотный диск кладется мат, спрессованный под высоким давлением без клея из крошки пробки и резины. При этом получается материал, который равномерно по всему частотному спектру преобразует механическую энергию вибраций в тепло.
При тестировании модели Kubrick у нас возник вопрос: зачем на диск из акрила, который по волновым свойствам очень хорошо подходит для винила, класть пробковый мат?
— Это еще одна опция для владельца. По моему мнению, музыка одних жанров лучше проигрывается при наличии этого мата, а других – без него.
Кстати говоря, с целью снижения вибраций поворотные диски для двух старших моделей изготавливаются из четырех склеенных между собой слоев из акрила толщиной в один сантиметр; у проигрывателя Dostoevsky он делается из специального полиэтилена, но маты предусмотрены для всех.
А какие подшипники применяются в вертушках Soulines?
— Я использую инвертированные подшипники с осью из нержавеющей стали и шариком из ее особо твердых видов, еще там есть прокладка из очень твердой пластмассы «дерлин». Измерения подтвердили качество этой конструкции: через мотор после выхода на режим идет ток 32 мА, а на старте требуется 35 мА, то есть всего на 10% больше (у других проигрывателей бывает в разы больше), а это означает, что трение в подшипнике практически отсутствует.
Какие фонокорректоры вы предпочитаете для своих проигрывателей?
— Я использую самые разные: ламповые, транзисторные, самодельные, доступные, дорогие. Если говорить о бюджетных, то мне нравятся Cambridge Audio Azur 640P, в более высоком сегменте – Whest или Lehmann Black Cube, который звучит как студийный компонент. Отличными фонокорректорами оснащались старшие модели усилителей и предусилителей 70-х и начала 80-х годов таких марок, как Yamaha, Kenwood, HarmanKardon, Sansui – они до сих пор весьма конкурентны в этом плане. Если заглянуть в их корпуса, то видно, что схемы фонокорректоров занимали до половины объема, а сделано было все с умом – не так факультативно, как сейчас.
Нынешний тренд – в частой смене вещей. Наверное, Вы его не придерживаетесь?
— Да, с проигрывателями винила он несовместим. Это долговечные устройства и они рассчитаны на многие годы использования. Со временем, лет через десять, в вертушках Soulines потребуется только замена резиново-силиконовых пассиков, ну и, возможно, смазка.
Как много времени уходит на сборку одного проигрывателя? Вы работаете под заказ или у вас есть склад?
— Можно уложиться в один день при наличии всех комплектующих, но моих поставщиков приходится иногда поторапливать. Сейчас у нас всегда есть несколько готовых к отправке экземпляров разных моделей.
Почему, по вашему мнению, сегодня винил возрождается?
— По-моему, цифровые технологии завершили первый цикл своего развития. Процесс шел очень быстро; мы помним, как CD был объявлен наилучшим носителем, но уже через год было признано, что еще есть, над чем работать. А вот винил – вполне законченный вариант, принципиально в нем менять уже нечего, хотя с появлением новых материалов некоторая модернизация все же возможна – как головок, так и вертушек. Говорят, что это ретро, но я не согласен. Проигрыватели винила с рынка не уходили; был спад, но он объясняется маркетингом. Так же, я думаю, не исчезнут и книги, ведь мы по своей природе – не цифровые, а вполне аналоговые сущности. Работу CD-проигрывателя не видно, а вертушка – на глазах, она не приводит к дискомфорту в сознании. Да и пластинки сами по себе вызывают положительные эмоции – мне, например, нравится запах нового винила – и в руках их держать приятно.
Можно ли будет с помощью новых материалов увеличить динамический диапазон проигрывателей винила?
— Сейчас он достигает 80 дБ, но, я думаю, с применением новых материалов, особенно в головках звукоснимателей, можно будет добиться 90 дБ.
— А Вы слушаете цифровую музыку?
Конечно, у меня порядка двух тысяч CD в коллекции.
Просто ли купить в Сербии винил?
— Нет, как и здесь, в России. Но у меня друг занимается его поставками в Сербию, а я тоже никогда не переставал его покупать.
Что означает название Soulines?
— Это от двух слов: soul – душа, lines – линии, но без двух «l» – для оригинальности.
От всей души желаем вам успеха! Спасибо за интересную беседу.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Lyric 09: новый Cyrus, каким мы его еще не знали. Обзор WHAT HI-FI, январь, 2014
Kandy K2 Power: доступная мощь. Обзор САЛОН AUDIOVIDEO, февраль, 2014