1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Soulines
  4. Игор Глигоров, Soulines: «Для меня вертушка — символ жизни, которая идет по кругу». Интервью WHAT HI-FI, январь, 2014

Игор Глигоров, Soulines: «Для меня вертушка — символ жизни, которая идет по кругу». Интервью WHAT HI-FI, январь, 2014

Компания Soulines — новичок на российском рынке, не так ли? Расскажите, пожалуйста, о ее становлении.
— Да, до России наша продукция добралась лишь в 2012 году, хотя компания Soulines существует с 2009 года. В производстве проигрывателей виниловых дисков соединились две моих жизненных линии: по образованию я инженер-механик, а кроме того, с детства учился музыке, а потом стал заниматься ею профессионально – работал музыкантом, и у меня была студия звукозаписи. То есть я знаком с процессом от самого начала и до конца, что очень важно для меня теперь: это помогает мне тестировать изготовленные мною вертушки.
На определенном этапе, до кризиса 2008 года, у меня была дистрибуторская фирма, поставлявшая Hi-Fi-технику в Сербию. В наступившие трудные времена я стал зарабатывать на том, что раньше для меня было хобби: реставрацией старых вертушек, от которых я старался добиться максимально качественного звучания. Я их сделал штук десять-двенадцать; они очень понравились моим друзьям и на нашей Hi-Fi-выставке тоже получили хорошие отзывы. Тогда я подумал, а почему бы не организовать серийное производство. И дело постепенно пошло. Два года назад я выпустил первую модель Hermes DCX, затем появилась Kubrick DCX (см. тест в номере за декабрь 2013 г.), а совсем недавно – Dostoevsky DCX. Их наименования навеяны дизайном: футуристическим – у названной в честь режиссера-фантаста, классическим с деревянной платформой, напоминающей книгу, – в честь писателя-классика.
Проигрыватели винила, несмотря на очевидное возрождение интереса к ним, все же нишевый продукт, предназначенный не для массового рынка. Чем вы надеетесь привлечь искушенных потенциальных покупателей этой техники?
— При разработке во главу угла я, конечно, ставлю звук, а следующее за ним свойство – простота и удобство установки и настройки. Ну и наконец, приятная внешность.
При проектировании вертушки можно идти двумя путями: стремиться сделать ее невесомой, оставив только пластинку и иглу, или, наоборот, максимально массивной; оба этих варианта в идеале способствуют минимизации вибраций, вносящих искажения в музыкальный сигнал. Мой подход в плане массивности где-то посередине, но я применяю некоторые приемы, которые позволяют добиться максимального качества звука за эти деньги.
Кто разрабатывает проигрыватели и где они изготавливаются?
— Конструкцию и дизайн вертушек Soulines разрабатываю я сам; я же их и собираю из комплектующих, которые по моему заказу изготавливаются в основном в маленьких мастерских у нас в Сербии. Подбор поставщиков, способных обеспечить тот уровень качества, который мне необходим, занял у меня несколько лет; зачастую довольно трудно было объяснить, зачем мне все это надо, поскольку многие люди убеждены, что вертушек, как класса, уже больше нет. Каждый готовый проигрыватель несколько дней тестируется, как с помощью соответствующих приборов, так и на слух – здесь мне очень помогает мой музыкальный опыт.
То есть, все делается в Сербии?
— Да, почти все, за исключением тонармов – мы устанавливаем японские Jelco, а также двигателей, которые закупаются в Голландии у компании с солидной репутацией и большим опытом. Но на новой модели – Dostoevsky – может ставиться тонарм KiVi 9 из карбона и алюминия нашей разработки и производства, а на подходе еще и фирменный фонокорректор.
Одноопорные тонармы достаточно сложны в настройке. Почему вы выбрали такое решение?
— С одной стороны, они позволяют получить хороший звук, а с другой – это технологически доступно для производства в Сербии.
Почему вы комплектуете проигрыватели тонармами Jelco? На наш взгляд, это не лучший выбор.
— Из соображений соотношения цены и качества. Возьмем, к примеру, тонарм SME; он в несколько раз дороже, но выигрыш в качестве звука – не более 10%. И потом, у моделей Hermes и Kubrick предусмотрены три базы для девятидюймовых тонармов, так что владелец может выбирать по своему вкусу.
А какой бы Вы посоветовали?
— Я не стану этого делать – ведь у каждого свои музыкальные пристрастия, собственная система, комната, да и количество денег, наконец.
— Почему в вертушках Soulines не используется схема с разделенными дивателем и платформой?
Их разнесение существенно усложняет установку и настройку, а также повышает антивибрационные требования к поверхности, на которой размещается проигрыватель. В этом деле надо помнить главное: цель всех этих ухищрений – устранить вибрации, а больше ничего и нет. Вот, например, платформа модели Kubrick образована из нескольких алюминиевых блоков, соединенных особым способом посредством вибропоглощающих развязок; а на поворотный диск кладется мат, спрессованный под высоким давлением без клея из крошки пробки и резины. При этом получается материал, который равномерно по всему частотному спектру преобразует механическую энергию вибраций в тепло.
При тестировании модели Kubrick у нас возник вопрос: зачем на диск из акрила, который по волновым свойствам очень хорошо подходит для винила, класть пробковый мат?
— Это еще одна опция для владельца. По моему мнению, музыка одних жанров лучше проигрывается при наличии этого мата, а других – без него.
Кстати говоря, с целью снижения вибраций поворотные диски для двух старших моделей изготавливаются из четырех склеенных между собой слоев из акрила толщиной в один сантиметр; у проигрывателя Dostoevsky он делается из специального полиэтилена, но маты предусмотрены для всех.
А какие подшипники применяются в вертушках Soulines?
— Я использую инвертированные подшипники с осью из нержавеющей стали и шариком из ее особо твердых видов, еще там есть прокладка из очень твердой пластмассы «дерлин». Измерения подтвердили качество этой конструкции: через мотор после выхода на режим идет ток 32 мА, а на старте требуется 35 мА, то есть всего на 10% больше (у других проигрывателей бывает в разы больше), а это означает, что трение в подшипнике практически отсутствует.
Какие фонокорректоры вы предпочитаете для своих проигрывателей?
— Я использую самые разные: ламповые, транзисторные, самодельные, доступные, дорогие. Если говорить о бюджетных, то мне нравятся Cambridge Audio Azur 640P, в более высоком сегменте – Whest или Lehmann Black Cube, который звучит как студийный компонент. Отличными фонокорректорами оснащались старшие модели усилителей и предусилителей 70-х и начала 80-х годов таких марок, как Yamaha, Kenwood, HarmanKardon, Sansui – они до сих пор весьма конкурентны в этом плане. Если заглянуть в их корпуса, то видно, что схемы фонокорректоров занимали до половины объема, а сделано было все с умом – не так факультативно, как сейчас.
Нынешний тренд – в частой смене вещей. Наверное, Вы его не придерживаетесь?
— Да, с проигрывателями винила он несовместим. Это долговечные устройства и они рассчитаны на многие годы использования. Со временем, лет через десять, в вертушках Soulines потребуется только замена резиново-силиконовых пассиков, ну и, возможно, смазка.
Как много времени уходит на сборку одного проигрывателя? Вы работаете под заказ или у вас есть склад?
— Можно уложиться в один день при наличии всех комплектующих, но моих поставщиков приходится иногда поторапливать. Сейчас у нас всегда есть несколько готовых к отправке экземпляров разных моделей.
Почему, по вашему мнению, сегодня винил возрождается?
— По-моему, цифровые технологии завершили первый цикл своего развития. Процесс шел очень быстро; мы помним, как CD был объявлен наилучшим носителем, но уже через год было признано, что еще есть, над чем работать. А вот винил – вполне законченный вариант, принципиально в нем менять уже нечего, хотя с появлением новых материалов некоторая модернизация все же возможна – как головок, так и вертушек. Говорят, что это ретро, но я не согласен. Проигрыватели винила с рынка не уходили; был спад, но он объясняется маркетингом. Так же, я думаю, не исчезнут и книги, ведь мы по своей природе – не цифровые, а вполне аналоговые сущности. Работу CD-проигрывателя не видно, а вертушка – на глазах, она не приводит к дискомфорту в сознании. Да и пластинки сами по себе вызывают положительные эмоции – мне, например, нравится запах нового винила – и в руках их держать приятно.
Можно ли будет с помощью новых материалов увеличить динамический диапазон проигрывателей винила?
— Сейчас он достигает 80 дБ, но, я думаю, с применением новых материалов, особенно в головках звукоснимателей, можно будет добиться 90 дБ.
— А Вы слушаете цифровую музыку?
Конечно, у меня порядка двух тысяч CD в коллекции.
Просто ли купить в Сербии винил?
— Нет, как и здесь, в России. Но у меня друг занимается его поставками в Сербию, а я тоже никогда не переставал его покупать.
Что означает название Soulines?
— Это от двух слов: soul – душа, lines – линии, но без двух «l» – для оригинальности.
От всей души желаем вам успеха! Спасибо за интересную беседу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Lyric 09: новый Cyrus, каким мы его еще не знали. Обзор WHAT HI-FI, январь, 2014
Kandy K2 Power: доступная мощь. Обзор САЛОН AUDIOVIDEO, февраль, 2014
Меню