В списке рекомендованных компонентов журнала Stereophile в 2025 году проигрыватель Acoustic Signature Verona NEO и тонармы TA-5000 NEO и TA-7000 NEO
Майкл Trei, «аналоговый» обозреватель Stereophile, в своей колонке “Spin Doctor” рассказал об основных технических особенностях и звуковом почерке двух тонармов Acoustic Signature, похожих внешне, но довольно сильно различающихся конструктивно. Вот краткое изложение ревю в Stereophile, номер за июнь 2024:
Проигрыватель Verona NEO был укомплектован двумя тонармами: 12-дюймовым TA-5000 NEO и 9-дюймовым TA-7000 NEO, в настоящее время это, соответственно, третья и четвертая модель сверху в линейке фирмы, в которую уже входят семь тонармов, от TA-500 до TA-10000. По паспортному описанию 5000 и 7000 вроде бы мало отличаются, но если вникнуть, то можно докопаться до существенных отличий. Например, трубка у обоих углеволоконная, двойная, но у 7000-го в центр ее встроена матричная трехмерная стяжка, одновременно увеличивающая и жесткость конструкции, и внутреннее демпфирование колебаний. Карданная конструкция подшипников применяется во всей линейке, но материалы, структура и даже производитель подшипников у этих моделей разные.

Внутренняя проводка сделана серебряным проводом 99,99% и этот конкретный провод выбран как самый гибкий и невесомый, чтобы исключить воздействие на свободу движения тонарма в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Пятиштырьковый разъем DIN в основании тонарма стандартный, в комплекте прилагался кабель производства Atlas Cables, который, стандартно подразумевает разъемы RCA, но для балансных фонокорректоров можно заказать версию с балансным подключением головки звукоснимателя и разъемами XLR.
На проигрыватель Verona NEO можно установить два тонарма. Оказалось, что более длинный 12-дюймовый тонарм (TA-5000 в моем случае) удобнее установить в стандартном правом положении, и когда 9-дюймовый (TA-7000 в моем случае) был установлен на заднюю площадку, то оба тонарма в положении покоя красиво параллельны корпусу проигрывателя.

Приятно, что оба тонарма спроектированы так, чтобы сделать все пользовательские настройки максимально простыми и удобными. Это концепция Acoustic Signature и она реализована на практике. Антискейтинг регулируется с помощью ручки размеченного верньера, противовес не градуирован, но перемещается по мелкой резьбе, что позволяет очень точно выставить прижимную силу, имея в распоряжении весы. После установки прижимной силы противовес можно зафиксировать на хвостовике тремя винтами. Если надо изменить азимут, то нужно слегка открутить два маленьких винтика (отвертка в комплекте), фиксирующих трубку в основной колонке, и повернуть трубку на нужный угол. В комплекте прилагается приятный шаблон для юстировки иглы (горизонтального угла коррекции с одной нулевой точкой) и выставления захода иглы (рабочего расстояния до поворотной оси тонарма). Фактически все необходимые инструменты в комплекте, в запасе надо только держать весы для измерения прижимной силы.
Вертикальный угол захода иглы VTA регулируется традиционным способом: нужно отвернуть фиксирующий винт и поднять или опустить ножку тонарма в зажимном кольце. Вот это требует некоторого навыка, так как другой рукой надо контролировать, чтобы ножка не «ушла» вглубь под собственной тяжестью, но это многие владельцы проигрывателей уже освоили.

Что лучше 9 дюймов или 12?
Вопрос давно известный и давно обсуждаемый. Примерный консенсус такой, что более длинный тонарм при правильной юстировке иглы дает меньшую горизонтальную погрешность следования иглы, а значит меньше искажений. Угол поворота головкодержателя (шелла), определяемый величиной захода иглы, у более длинного тонарма меньше, а значит скатывающая сила меньше и регулировка антискейтинга менее критична. Обсуждались и обсуждаются и минусы длинного тонарма: длинная трубка потенциально больше резонирует и склонна к скручиванию, пользоваться длинным тонармом более неудобно в плане того, что труднее попасть в нужное место на пластинке.
Сравнение TA-7000 NEO и TA-5000 NEO
В идеале надо было установить одинаковые головки походящего (высокого) уровня на оба тонарма и сравнить звучание, благо проигрыватель позволяет использовать два тонарма. Однако, двух одинаковых головок у меня не нашлось и я попеременно устанавливал мою Lyra Atlas Lambda, что оказалось не так уж и сложно после предварительной настройки. Также я использовал в этом тестировании Dynavector DRT XV-1s и «оптическую» головку DS Audio W3, к которой нужен специальный корректирующий усилитель.
Прослушав «Hard Day on the Planet» Loudon Wainwright III из альбома 1985 года More Love Songs (Rounder Records 3106), я обнаружил небольшие, но устойчивые отличия в подаче музыки этими тонармами. Видно, что «костюмы шиты одним портным», характерная для Acoustic Signature подача с мощным четким басом и сногсшибательной динамикой определяет звук этих тонармов, но у TA-7000 эти свойства как бы увеличены на одно деление поворота виртуальной ручки. Он как бы сильнее и быстрее своего коллеги, как будто ходит в фитнесс-зал почаще, если позволите такое сравнение.
Чтобы расширить горизонт, я сравнил новый релиз на Chesky Records записи 1965 года Второго фортепьянного концерта Рахманинова с Эрлом Вайлдом и Royal Philharmonic Orchestra, дирижер Яша Горенштейн (Chesky CR2). Прекрасное исполнение и великолепная звукорежиссура Decca с легендарным Кеннетом Вилкинсоном за пультом. Комплект Verona/TA-7000 передал захватывающий и энергичный саунд Decca, великолепное исполнение и акустическую атмосферу зала Walthamstow Town Hall 59 лет назад. В третьей части фортепьянные мелизмы Вайлда плотно встали в общий объем пространственной звуковой картины оркестра. В этой записи сохранена сумасшедшая динамика и проигрыватель Acoustic Signature купается в этой энергии. Такой звук притягивает, заставляет слушать снова и снова.
Выводы
Проигрыватель Verona NEO — это безусловно эталонное качество воспроизведение винила. Тонарм TA-7000 NEO дорогой, спору нет: по цене даже немного превышает цену проигрывателя, но конкурентов на этом уровне у него практически нет. TA-5000 NEO тоже становится в этом смысле привлекательным решением, он стоит примерно в два раза меньше 7000-го, но по итоговому качеству наверное приближается к процентам 90% от качества старшей модели.
И проигрыватель, и эти тонармы достойны имени такого известного немецкого производителя как Acoustic Signature. Великолепное качество изготовления, упаковки и внимания к деталям. Все собирается и работает, как надо. Acoustic Signature дает очень привлекательные гарантийные сроки: 15 лет на проигрыватель и 5 лет на тонарм, что встречается редко. Эта покупка надолго.
Видео (TA-7000 NEO)
Дополнительные материалы
Ревю в журнале Stereophile, июнь 2024. Майкл Трей. Файл PDF или онлайн (на английском языке)
Тонарм Acoustic Signature TA-5000 NEO в каталоге товаров нашего сайта
Тонарм Acoustic Signature TA-7000 NEO в каталоге товаров нашего сайта