1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Chord Company, The и English Electric
  4. Интервью с Найджелом Финном, The Chord Company

Интервью с Найджелом Финном, The Chord Company

Найджел Финн стоял у истоков The Chord Company в качестве ее технического гения, главного изобретателя и визионера. В связи со слабым здоровьем в последние годы он не так активно участвует в жизни компании, но его направляющие идеи — геометрия расположения проводников Tuned ARAY, особые диэлектрики, собственной разработки разъемы — успешно продолжают воплощаться в жизнь на новом уровне. Мы собрали для вас фрагменты двух интересных интервью с Найджелом Финном: одно относительно недавнее, данное магазину Tom Tom Audio (мы перевели его с английского, оригинал читайте тут); второе — десятилетней давности, взятое Николаем Ефремовым в Москве для журнала «Салон AudioVideo» (полную версию читайте на портале Салон AudioVideo).

Интервью с Найджелом Финном (Tom Tom Audio)

Расскажите о мотивации в вашей работе, к чему вы стремитесь?

Тут все просто, я стремлюсь сделать так, чтоб музыка звучала лучше. Мысли примерно такие: «Звучит отлично, как бы сделать еще лучше?»

Из ваших разработок, какую цените больше всего?

Tuned ARAY. Моя гордость. Но в общем мне все сделанное нами нравится, разочарований не было.  Но с открытием Tuned ARAY мы так шагнули вперед, что практически вся линейка наших кабелей была придумана заново. Так что это мое любимое дитя, хотя из самых недавних. Знаете, когда вот кого-то из рок-группы спрашивают, какой альбом самый любимый — обычно всегда говорят о самом недавнем альбоме…

А кстати, назовите ваших любимых исполнителей, любимую группу?

(Пауза на размышление).  Ну самые-самые, без которых мне не жизнь? Наверное, Патти Смит (Patti Smith) и Лу Рид (Lou Reed), хотя спроси моего сына, кто такой Лу Рид, он и не ответит… А я вот в 1967 году купил пластинку Velvet Underground и это была удивительная музыка. Говорят, тогда практически каждый, кто купил этот диск из первого тиража, сам взялся за исполнительство, организовал группу. Еще конечно The Byrds, я как-то незаметно, но накопил все их альбомы. Нил Янг (Neil Young), Джон Колтрейн (John Coltrane). Вот вы слышали Ascension? Он собрал лучших авангардных музыкантов и фактически сказал им: вот вам 18 минут, играйте свободную импровизацию. И ведь получилось, слышно как развивается groove между ними. Хотя, если это играть на hi-fi выставке, народ мигом разбегается из комнаты. Ascencion и еще Spy Versus Spy Джона Зорна (John Zorn) работают на демонстрациях именно так.

Надо еще наверное включить в список Стива Рейша (Steve Reich). Six Pianos — Рейш экспериментировал с сэмплами, а тут у него 6 фортепьяно играют loops, но при этом создавая и изменяя смысл. На хорошей hi-fi-системе это завораживает.

Я недавно смотрел документальный фильм про Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и можно сказать, что гитаристов такого калибра больше не было и нет. Технически много было не хуже его, но только он делал такие ошибки, которые становились плюсами. На концерте он мог сфальшивить или сыграть пять или шесть разных ритмов в трехминутной пьесе. Он нес такой дух искателя приключений, вот почему ему было легче с первой ритм-секцией, Митчелл (Mitchell) и Реддинг (Redding), они давали ему простор для экспериментов.

А вы сами ж играете на гитаре?

Да, я играю на салонной акустической Huss & Dalton, на Yairi и на джазовом басу Fender.

Интервью с Найджелом Финном из журнала «Салон Audio Video»

— Найджел, как бы вы коротко сформулировали задачу, которую кабели должны выполнять в системе?

— Если совсем коротко — обеспечивать передачу сигнала от источника к потребителю в первозданном виде.

— Говоря «сигнал», что вы имеете в виду? Что мы вообще передаем в данном случае — ток, напряжение или совокупность переменных полей?

— Я бы назвал это информацией, которая содержится в музыке. Вот ее-то и нужно передать без потерь и искажений. И результат лучше оценивать не в технических терминах, а гораздо проще — на слух. Я всю жизнь связан с музыкой, до работы в The Chord Company был профессиональным музыкантом и вообще не имел инженерного образования. И придя в эту компанию, удивился, какую большую роль играют кабели, насколько заметно они способны улучшить звучание системы. За двадцать лет приобрел большой опыт конструирования, но музыка меня вдохновляет по-прежнему. Соответственно, и кабели оцениваю субъективно — насколько точно они передают содержание музыки, и прежде всего эмоциональную составляющую, т.е. энергетику, экспрессию исполнителей.


— Я знаю, что The Chord Company одна из первых начала выпускать экранированные кабели [к акустическим системам]. Какой в этом смысл, ведь уровень сигнала на выходе усилителя довольно высок, а сопротивление нагрузки, наоборот, очень низкое. Разве могут в таких условиях наводиться какие-либо помехи?

— Конечно, могут. Ситуация с помехами радикально ухудшилась с началом массового [появления бытовой аппаратуры с импульсными источниками питания]. Мы решили поэкспериментировать с экранами в виде обычной медной оплетки и лентой из алюминиевой фольги. Выяснилось, что экранированный кабель [от усилителя к АС] лучше «держит паузу», т.е. тишина в промежутках между отдельными звуками кажется более глубокой. Это происходит за счет снижения шумового порога.

— И экран, насколько я понимаю, соединяется с «нулевым» проводником?

— Нет, он вообще ни с чем не соединен, висит в воздухе.

— Но ведь при этом экран станет антенной, которая соберет на себя все помехи.

— Ничего подобного, получается очень надежное экранирование. Мы долго экспериментировали с точкой заземления экрана, но в результате решили его вообще не заземлять. Кстати, совсем недавно я узнал, что «плавающие» экраны применяет одна британская фирма, изготавливающая сонары для подводных лодок. Не исключено, что экран и собирает на себя помехи, но в тракт они не попадают, поскольку оплетка изолирована от клемм усилителя.

В моей практике был такой случай. Купив проигрыватель пластинок Roksan, всю ночь провозился с настройкой системы и, как мне показалось, добился очень неплохих результатов. Вечером того же дня решил послушать музыку и был поражен, насколько изменилось звучание — оно стало мутным, безжизненным. Ухудшилась электромагнитная обстановка, и это сразу стало заметно. После того как я заменил кабели нашими Epic Twin с двойным экранированием, все вернулось на свои места.

В этих кабелях плотная медная оплетка защищает от низкочастотных наводок, а фольга — от ВЧ-помех.

— Какой металл вы предпочитаете в качестве проводника?

— В изделиях Crimson, Cobra 3 и Power Chord используется бескислородная медь «четыре девятки», т.е. с чистотой 99,99%. Ее мы покупаем в Японии. Более чистая медь намного дороже, а прирост качества минимален. А вот отсутствие кислорода очень важно, поскольку окисление заметно ухудшает свойства проводника. В цифровых кабелях проводник изготавливается из меди ultra cast, повторно переплавленной в среде инертного газа. Она отличается чрезвычайно естественным звучанием при подключении по цифре, но, что удивительно, не дает почти никакого выигрыша в аналоговом тракте.

Найджел Финн и Алан Гибб (директор The Chord Company)
Найджел Финн и Алан Гибб (директор The Chord Company)


Мы также много экспериментировали с серебром и в итоге решили в качестве основного проводника его не использовать — оно очень дорогое, а звучание улучшается не намного. А вот в виде напыления на бескислородную медь дает очень хороший результат при относительно небольших затратах.

Но говорить о проводнике в отрыве от диэлектрика не имеет смысла — звучание кабеля определяется сочетанием материалов. Например, посеребренная медь дает нейтральное звучание только в тефлоновой изоляции, все остальные варианты мы забраковали из-за излишней резкости на высоких частотах.

— Но тефлон — дорогой материал, очень неудобный в обработке. Наверняка вы используете и другие диэлектрики?

— C обычной, не посеребренной медью очень хорошо сочетается полиэтилен. Его свойства можно заметно улучшить, если сделать структуру пористой. Как известно, воздух является лучшим диэлектриком, и вспененный полиэтилен по своим параметрам приближается к тефлону. Но мы никогда не использовали для этого ПВХ — этот полимер реально портит звучание. А вот в качестве внешней оболочки ПВХ подходит намного лучше, поскольку эффективно поглощает вибрации.

— Кстати, о вибрациях. На сайте The Chord Company я обнаружил термин Mechanically Induced Noise. Это действительно серьезная проблема и кабели лучше класть на подушки?

— Грамотно сконструированный кабель можно не класть. А проблема действительно есть — при вибрации, возникающей при работе акустических систем на большой громкости, меняется расстояние между проводниками, что, в свою очередь, дает помеху в виде паразитной ЭДС. Мы это выяснили, разрабатывая нашу флагманскую модель Signature, и именно ПВХ оказался материалом, способным решить проблему. Вообще, в процессе проектирования этого кабеля мы многому научились, в частности, выяснили влияние таких, казалось бы, незначительных вещей, как качество наконечников и припоя. Как оказалось, все вносит свой вклад в звучание, особенно если внимательно прислушиваться к тембрам акустических инструментов — гитары, скрипки, виолончели…

— Вы упомянули сетевые кабели. Задам вопрос, который часто встречается в письмах наших читателей: если от щитка к розетке идут десятки метров провода непредсказуемого качества и, как правило, очень небольшого сечения, как может повлиять на звучание метровый шнур, идущий от розетки?

— Как специалист, знакомый с проблемой не понаслышке, отвечу — может. Но ждать от сетевого кабеля таких же радикальных изменений в звуке, как например, [от кабеля, соединяющего усилитель с АС], не стоит. Его задача — не собрать на себя помехи от внешних источников и других кабелей в тесном пространстве позади аппаратной стойки. Поэтому он обязательно должен иметь экран, и не плавающий, как мы говорили выше, а заземленный на третий контакт вилки, т.е. подключенный к корпусу питаемого устройства.

Современный модельный ряд кабелей The Chord Company подробно описан на нашем сайте.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
MY-HIEND.COM очарован Cary AiOS
Особенности тонармов Acoustic Signature в сравнительных таблицах