1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. Chord Company, The и English Electric
  4. Интервью с Найджелом Финном, The Chord Company

Интервью с Найджелом Финном, The Chord Company

Найджел Финн стоял у истоков The Chord Company в качестве ее технического гения, главного изобретателя и визионера. В связи со слабым здоровьем в последние годы он не так активно участвует в жизни компании, но его направляющие идеи — геометрия расположения проводников Tuned ARAY, особые диэлектрики, собственной разработки разъемы — успешно продолжают воплощаться в жизнь на новом уровне. Мы собрали для вас фрагменты двух интересных интервью с Найджелом Финном: одно относительно недавнее, данное магазину Tom Tom Audio (мы перевели его с английского, оригинал читайте тут); второе — десятилетней давности, взятое Николаем Ефремовым в Москве для журнала «Салон AudioVideo» (полную версию читайте на портале Салон AudioVideo).

Интервью с Найджелом Финном (Tom Tom Audio)

Расскажите о мотивации в вашей работе, к чему вы стремитесь?

Тут все просто, я стремлюсь сделать так, чтоб музыка звучала лучше. Мысли примерно такие: «Звучит отлично, как бы сделать еще лучше?»

Из ваших разработок, какую цените больше всего?

Tuned ARAY. Моя гордость. Но в общем мне все сделанное нами нравится, разочарований не было.  Но с открытием Tuned ARAY мы так шагнули вперед, что практически вся линейка наших кабелей была придумана заново. Так что это мое любимое дитя, хотя из самых недавних. Знаете, когда вот кого-то из рок-группы спрашивают, какой альбом самый любимый — обычно всегда говорят о самом недавнем альбоме…

А кстати, назовите ваших любимых исполнителей, любимую группу?

(Пауза на размышление).  Ну самые-самые, без которых мне не жизнь? Наверное, Патти Смит (Patti Smith) и Лу Рид (Lou Reed), хотя спроси моего сына, кто такой Лу Рид, он и не ответит… А я вот в 1967 году купил пластинку Velvet Underground и это была удивительная музыка. Говорят, тогда практически каждый, кто купил этот диск из первого тиража, сам взялся за исполнительство, организовал группу. Еще конечно The Byrds, я как-то незаметно, но накопил все их альбомы. Нил Янг (Neil Young), Джон Колтрейн (John Coltrane). Вот вы слышали Ascension? Он собрал лучших авангардных музыкантов и фактически сказал им: вот вам 18 минут, играйте свободную импровизацию. И ведь получилось, слышно как развивается groove между ними. Хотя, если это играть на hi-fi выставке, народ мигом разбегается из комнаты. Ascencion и еще Spy Versus Spy Джона Зорна (John Zorn) работают на демонстрациях именно так.

Надо еще наверное включить в список Стива Рейша (Steve Reich). Six Pianos — Рейш экспериментировал с сэмплами, а тут у него 6 фортепьяно играют loops, но при этом создавая и изменяя смысл. На хорошей hi-fi-системе это завораживает.

Я недавно смотрел документальный фильм про Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и можно сказать, что гитаристов такого калибра больше не было и нет. Технически много было не хуже его, но только он делал такие ошибки, которые становились плюсами. На концерте он мог сфальшивить или сыграть пять или шесть разных ритмов в трехминутной пьесе. Он нес такой дух искателя приключений, вот почему ему было легче с первой ритм-секцией, Митчелл (Mitchell) и Реддинг (Redding), они давали ему простор для экспериментов.

А вы сами ж играете на гитаре?

Да, я играю на салонной акустической Huss & Dalton, на Yairi и на джазовом басу Fender.

Интервью с Найджелом Финном из журнала «Салон Audio Video»

— Найджел, как бы вы коротко сформулировали задачу, которую кабели должны выполнять в системе?

— Если совсем коротко — обеспечивать передачу сигнала от источника к потребителю в первозданном виде.

— Говоря «сигнал», что вы имеете в виду? Что мы вообще передаем в данном случае — ток, напряжение или совокупность переменных полей?

— Я бы назвал это информацией, которая содержится в музыке. Вот ее-то и нужно передать без потерь и искажений. И результат лучше оценивать не в технических терминах, а гораздо проще — на слух. Я всю жизнь связан с музыкой, до работы в The Chord Company был профессиональным музыкантом и вообще не имел инженерного образования. И придя в эту компанию, удивился, какую большую роль играют кабели, насколько заметно они способны улучшить звучание системы. За двадцать лет приобрел большой опыт конструирования, но музыка меня вдохновляет по-прежнему. Соответственно, и кабели оцениваю субъективно — насколько точно они передают содержание музыки, и прежде всего эмоциональную составляющую, т.е. энергетику, экспрессию исполнителей.


— Я знаю, что The Chord Company одна из первых начала выпускать экранированные кабели [к акустическим системам]. Какой в этом смысл, ведь уровень сигнала на выходе усилителя довольно высок, а сопротивление нагрузки, наоборот, очень низкое. Разве могут в таких условиях наводиться какие-либо помехи?

— Конечно, могут. Ситуация с помехами радикально ухудшилась с началом массового [появления бытовой аппаратуры с импульсными источниками питания]. Мы решили поэкспериментировать с экранами в виде обычной медной оплетки и лентой из алюминиевой фольги. Выяснилось, что экранированный кабель [от усилителя к АС] лучше «держит паузу», т.е. тишина в промежутках между отдельными звуками кажется более глубокой. Это происходит за счет снижения шумового порога.

— И экран, насколько я понимаю, соединяется с «нулевым» проводником?

— Нет, он вообще ни с чем не соединен, висит в воздухе.

— Но ведь при этом экран станет антенной, которая соберет на себя все помехи.

— Ничего подобного, получается очень надежное экранирование. Мы долго экспериментировали с точкой заземления экрана, но в результате решили его вообще не заземлять. Кстати, совсем недавно я узнал, что «плавающие» экраны применяет одна британская фирма, изготавливающая сонары для подводных лодок. Не исключено, что экран и собирает на себя помехи, но в тракт они не попадают, поскольку оплетка изолирована от клемм усилителя.

В моей практике был такой случай. Купив проигрыватель пластинок Roksan, всю ночь провозился с настройкой системы и, как мне показалось, добился очень неплохих результатов. Вечером того же дня решил послушать музыку и был поражен, насколько изменилось звучание — оно стало мутным, безжизненным. Ухудшилась электромагнитная обстановка, и это сразу стало заметно. После того как я заменил кабели нашими Epic Twin с двойным экранированием, все вернулось на свои места.

В этих кабелях плотная медная оплетка защищает от низкочастотных наводок, а фольга — от ВЧ-помех.

— Какой металл вы предпочитаете в качестве проводника?

— В изделиях Crimson, Cobra 3 и Power Chord используется бескислородная медь «четыре девятки», т.е. с чистотой 99,99%. Ее мы покупаем в Японии. Более чистая медь намного дороже, а прирост качества минимален. А вот отсутствие кислорода очень важно, поскольку окисление заметно ухудшает свойства проводника. В цифровых кабелях проводник изготавливается из меди ultra cast, повторно переплавленной в среде инертного газа. Она отличается чрезвычайно естественным звучанием при подключении по цифре, но, что удивительно, не дает почти никакого выигрыша в аналоговом тракте.

Найджел Финн и Алан Гибб (директор The Chord Company)
Найджел Финн и Алан Гибб (директор The Chord Company)


Мы также много экспериментировали с серебром и в итоге решили в качестве основного проводника его не использовать — оно очень дорогое, а звучание улучшается не намного. А вот в виде напыления на бескислородную медь дает очень хороший результат при относительно небольших затратах.

Но говорить о проводнике в отрыве от диэлектрика не имеет смысла — звучание кабеля определяется сочетанием материалов. Например, посеребренная медь дает нейтральное звучание только в тефлоновой изоляции, все остальные варианты мы забраковали из-за излишней резкости на высоких частотах.

— Но тефлон — дорогой материал, очень неудобный в обработке. Наверняка вы используете и другие диэлектрики?

— C обычной, не посеребренной медью очень хорошо сочетается полиэтилен. Его свойства можно заметно улучшить, если сделать структуру пористой. Как известно, воздух является лучшим диэлектриком, и вспененный полиэтилен по своим параметрам приближается к тефлону. Но мы никогда не использовали для этого ПВХ — этот полимер реально портит звучание. А вот в качестве внешней оболочки ПВХ подходит намного лучше, поскольку эффективно поглощает вибрации.

— Кстати, о вибрациях. На сайте The Chord Company я обнаружил термин Mechanically Induced Noise. Это действительно серьезная проблема и кабели лучше класть на подушки?

— Грамотно сконструированный кабель можно не класть. А проблема действительно есть — при вибрации, возникающей при работе акустических систем на большой громкости, меняется расстояние между проводниками, что, в свою очередь, дает помеху в виде паразитной ЭДС. Мы это выяснили, разрабатывая нашу флагманскую модель Signature, и именно ПВХ оказался материалом, способным решить проблему. Вообще, в процессе проектирования этого кабеля мы многому научились, в частности, выяснили влияние таких, казалось бы, незначительных вещей, как качество наконечников и припоя. Как оказалось, все вносит свой вклад в звучание, особенно если внимательно прислушиваться к тембрам акустических инструментов — гитары, скрипки, виолончели…

— Вы упомянули сетевые кабели. Задам вопрос, который часто встречается в письмах наших читателей: если от щитка к розетке идут десятки метров провода непредсказуемого качества и, как правило, очень небольшого сечения, как может повлиять на звучание метровый шнур, идущий от розетки?

— Как специалист, знакомый с проблемой не понаслышке, отвечу — может. Но ждать от сетевого кабеля таких же радикальных изменений в звуке, как например, [от кабеля, соединяющего усилитель с АС], не стоит. Его задача — не собрать на себя помехи от внешних источников и других кабелей в тесном пространстве позади аппаратной стойки. Поэтому он обязательно должен иметь экран, и не плавающий, как мы говорили выше, а заземленный на третий контакт вилки, т.е. подключенный к корпусу питаемого устройства.

Современный модельный ряд кабелей The Chord Company подробно описан на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

MY-HIEND.COM очарован Cary AiOS
Особенности тонармов Acoustic Signature в сравнительных таблицах
Меню