1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. PMC
  4. Винтажная коллекция акустики Питера Томаса. Материал Звуки.Ру

Винтажная коллекция акустики Питера Томаса. Материал Звуки.Ру

Основатель и глава компании PMC Питер Томас — не только разработчик высококлассных профессиональных и бытовых акустических систем. Он собрал уникальную коллекцию лучших за последние полвека Hi-Fi систем. Теперь Питер делится с нами своим воспоминаниями и соображениями по поводу акустики.
«Электроника изменила мир, в том числе мир Hi-Fi, до неузнаваемости за последние 50 лет. Но как это сказалось на акустических системах? Они стали больше и лучше, а еще чаще — меньше и лучше! Они стали красивыми, в них применяются некоторые ультрасовременные новые технологии и материалы. Но что касается базовых принципов, то большинство конструкций динамиков и корпусов АС были разработаны 30 и более лет назад. Можно утверждать, что основы современных конструкций акустических систем были заложены еще в конце 1960-х — начале 1970-х годов XX века.»
Радикальные изменения
Основным фактором в те годы было влияние радиокорпорации Би-Би-Си и ее подходов к акустике на производство и рынок акустических систем. Но разработка АС была также вызвана радикальными изменениями в технологии. Это был, по сути, период великого Hi-Fi бума. Питер и его партнер по бизнесу покойный Адриан Лоудер покинули серьезную работу на Би-Би-Си, чтобы в 1991 году основать PMC. Питер Томас поступил на Би-Би-Си в 1977 году в качестве инженера-стажера. В течение многих лет он собирает увлекательную коллекцию винтажных громкоговорителей, которые живо доказывают, что лучшие конструкции 1970-х годов по-прежнему могут отлично звучать.
«Известно, что очень немногие из старых громкоговорителей точно воспроизводят сигнал», — говорит Питер, — поэтому все они очень по-разному звучат. Но лучшие из них до сих пор звучат действительно потрясающе».

Усилители vs динамики
По поводу некоторых больших динамиков, которые часто критиковали за несколько медленный и вялый звук — я думаю, что дело было больше в усилителях, чем в динамиках. Они могли воспроизводить невероятно низкий бас, но усилители того времени не имели никаких регуляторов. Но когда вы подключаете к ним одну из новых акустических систем, они звучат довольно плотно и вполне современно.
В 1960-е годы ламповые усилители не обладали демпфированием. Конструкция корпуса громкоговорителя вносила свое собственное затухание в колебания диффузора, так что его колебания на басах определялась исключительно свойствами динамика, но не каким-либо воздействием от усилителя.
Позже появились транзисторные усилители. Первые из них имели конденсатор на выходе, чтобы избавиться от постоянного тока, и это срезало низы, а также приводило к зависимости коэффициента демпфирования от частоты. Затем, с появлением усилителей с обратной связью коэффициент демпфирования повысился 20 до 100 и более, и весь характер работы динамика снова изменился. «И если у вас были виниловые » вертушки» с мощным инфразвуковым гулом, очень много мощности расходовалось на ненужную раскачку вуферов до хлопков!».
Повышение коэффициента демпфирования позволило устранить этот нежелательный эффект.
Новое поколение
В самом начале Hi-Fi ее энтузиасты были, в основном, любителями классической музыки, но затем появилось новое поколение, которое хотело, чтобы их системы играли поп-и рок-музыку.
«Я помню, как я приходил на Hi-Fi выставки в начале 1970-х годов с альбомом Black Sabbath и просил его поставить. Мне отвечали — нет! Они отказывались ставить такие пластинки! Конечно, до сих пор большинство людей, которые могут позволить себе такого рода оборудование, слушает классику. Но рок-музыка предъявляет более высокие требования к громкоговорителю, потому что, как правило, звучит громче, там очень много компрессированного баса, которого нет в классике. Поэтому весь подход к конструкции изменился.»
Принципы анализа
«У меня есть три критерия для анализа акустических систем. Либо они имеют удачную конструкцию, либо они звучат изумительно, либо они интересны технически. В них, может быть, не очень хороший динамик, но использовалась интересная технология Но не все из них звучат здорово, конечно.
У меня есть несколько ранних экземпляров динамиков с подвижной катушкой 1920-30-х годов, и кабинеты с акустическим лабиринтом 1940-х годов, но отправной точкой является электростатический Quad. Я бы хотел услышать Quad так, как его услышали тогда, когда он появился в 1957 году, ведь он должен был просто «сдувать» людей на расстоянии. Потому что даже сейчас он звучит хорошо. БВ 1957 году, динамики с подвижной катушкой были довольно сырыми. Я имею в виду, даже ВВС LS5/1, который вышел в 1960 году, было не тем, что мы сейчас назвали бы «Hi-Fi».
Что же было следующим шагом после Quad? Появился LS5/5, это модель компании KEF, созданная для Би-Би-Си. С нынешней исторической дистанции мы поймем, как далеко вперед ушли в то время KEF с их драйверами.
Маленькая достопримечательность
Затем был оригинальный Goodmans Maxim — очень продуманная конструкция. Он стал первым по-настоящему компактным громкоговорителем с маленьким 3-дюймовым НЧ-динамиком. Он был разработан Лори Финчемом, и это была подлинная достопримечательность. Маленький драйвер имел тяжелый диффузор, но при этом массивный магнит, что повышало чувствительность динамика и давало низкую резонансную частоту. Этот динамик обладал диффузором с длинным ходом катушки.
«Наверное, это был один из первых малых драйверов с очень низкой резонансной частотой и большой ходом диффузора, и он был настроен достаточно низко, так что получился довольно хороший низ для такого маленького кабинета. Удивительно, что в ВЧ-динамике используется бумажный диффузор, но это хорошо работало».
Следующим шагом стала настоящая большая акустическая система Spendor BC1, выпущенная в 1969-м и созданная на основе LS3/6. Но в отличие от предшественника, в ней был добавлен супертвитер. И не только для улучшения звучания, но главным образом потому, что трехполосные системы не облагались налогом с продаж!
Тут следует напомнить, что частотный диапазон FM-вещания простирается только до 15 кГц, так что насчет верхов не следовало так уж беспокоиться. Твитер Celestion HF1300 имеет спад от 14 или 15 кГц, но разработчик акустической системы Спенсер Хьюз постарался поднять диапазон до 20 кГц. «По тем временам некоторые мониторы KEF были действительно хороши, но, на мой взгляд, только один мог стоять рядом с Quad — это BC1. Даже теперь, если вы послушаете его, не зная, что звучит, вы скажете, что это современная акустика.»
Хрупкие вуферы
Конечно, у BC1 были и свои недостатки, в частности, недостаточная эффективность. Над этим поработали, но после изменений в НЧ-части всем показалось, что система потеряла часть своей звуковой магии. «Я не уверен, что причина была просто в переходе от Alnico-магнита к другому магнитному материалу, они изменили саму конструкцию. То же самое произошло и с LS3/6, в котором был довольно хлипкий НЧ-динамик. Они заменили его, и в результате разрушили звук. Но это был в самом деле очень хрупкий динамик, в котором через некоторое время катушка начинала задевать и тереться о магнит, и приходилось переворачивать акустическую систему вверх ногами, чтобы сила тяжести вновь отцентровала катушку. Приходилось поворачивать их каждые несколько лет».
А что насчет более поздних акустических систем Spendor BC3?
«BC1 критиковали за недостаточную громкость, и была сделана «турбо-версия» ВС3. Это по сути тот же BC1, но с другим НЧ-динамиком, 12 дюймов. И он, пожалуй, больше подходит к современным усилителям, потому что звучит очень хорошо».Gale и Dovedale
Особое место в коллекции больших кабинетов Питера Томаса занимают уникальные хромированные АС Gale 401, впервые выпущенные в 1972 году.
«Несмотря на изысканные дизайн и отделку, их стоит рассматривать как серьезные АС. Люди иногда думают, что очень стильный продукт может или даже должен быть барахлом в техническом смысле.» В Gale 401 используются два басовых динамика Peerless с каждой стороны, а в середине находятся СЧ- и ВЧ-динамики. Это закрытые кабинеты, которые недостаточно велики по объему для двух НЧ-динамиков, однако они отлично настроены, и частотная кривая у них очень плоская до самого низа. »
Также примерно в 1972 году появились Wharfedale Dovedale III. Они были очень хороши для своего времени, хотя довольно тривиальны по сравнению с Gale. Тогда они стоили 60 фунтов, а теперь коллекционеры платят за них 1200 фунтов.
«В них стоял большой старый 12-дюймовый басовый динамик, и прекрасный большой СЧ-драйвер, который выглядит как оригинальный вуфер Spendor. Затем они добавили пластмассовые купольные пищалки». Выпущенный позже, KEF-104 с пассивным басовым излучателем имел огромный коммерческий успех. Затем они выпустили новый акустический кроссовер — акустический аналог фильтра Баттерворта. Это была довольно удачная идея, потому что кроссовер был спереди, и можно было просто отвинтить его и вставить в новый корпус. «Это привело к увеличению басов, просто огромному для такого маленького кабинета. Достаточно странно, но мне нравится KEF Cadenza, выпущенная в 1960-х. По сути, это тот же громкоговоритель, но в большем корпусе.»

«Кряканье» Bextrene
К середине 1970-х Питер увлекся возможностями новых конструктивных решений, а именно — нагружения басового динамика на лабиринт под названием «transmission line» благодаря модели IMF Professional Monitor . «Да, я помню, как услышал их и подумал: «Черт! Невероятно, что они сделали такое!» Когда я впервые услышал их, мне понравилось прежде всего не то, что баса так много, а то, как звучат середина и верха — очень нейтрально.»
«Джон Райт из IMF был одним из первых, кто понял, что KEF B110 обладает неприятным кряканием, и на Би-Би-Си потратили годы, пытаясь разобраться с LS3/5A, но эти проблемы даже близко не стояли к проблемам Bextrene B110. KEF пошел на применение полипропилена в B110, и это решило многие проблемы». Другой пример сходной конструкции с лабиринтом типа transmission line — Cambridge Audio R50. Этот кабинет высоко ценился в то время, но Питер находит его менее удачной конструкцией. «Я не знаю, что они с ними сделали, но бас действительно переглушен и стал очень сухой. Они выглядели красиво, но декоративная решетка испортила равномерность излучения звука. Если вы поворачиваете голову, сфазированность сохраняется, но нужно все время следить, чтобы находиться на одной линии с динамиками по вертикали».
В IMF твитер и супертвитер расположены друг над другом, и все динамики сгруппированы вокруг вуфера. Но тот фактор, который заставил публику переключиться на двухполосные системы, — это то, что они проще. А вот то, что позволило совсем упростить конструкцию кабинетов и обращение с ними, была фиксация динамиков спереди к передней стенке, а не сзади, как это было в конструкциях 1960-х. Но твитер Celestion HF1300, использовавшийся в очень многих АС 1970-х, привинчивался сзади.
Предпочтения Питера в его коллекции акустических систем склоняются в сторону High-End моделей 1970-х и начала 1980-х годов, и среди них модель B&W DM 110.
«Когда я работал в студиях, там чаще всего были мониторы конструкции Би-Би-Си, но в офисах радиокорпорации стояла обычная акустика. Поэтому каждые четыре или пять лет мы слушали их и решали, что следует купить. Требовалось 20 пар, и мы просто стали слушать все подряд, пока нам не попались эти B&W, мы подумали о 100-х или 120-х. Мы сравнили их с мониторами,Би-Би-Си и они показались чертовски хорошими. На первый взгляд, от 100-й модели и ожидать нечего: тонкая доска, черное виниловое покрытие, пластиковый ВЧ-купол, даже не мягкий купол, дешевая бумага НЧ-диффузора. Но целое — это нечто большее, чем сумма частей. Настройка фазоинвертора в этом кабинете идеальна, и в итоге эта модель превосходит многие другие АС, которые стоят в два раза больше.»

Более высокая производительность
«Самое главное, что в акустических системах почти ничего не изменилось с точки зрения реальной конструкции. Хотя добавились измерения с помощью компьютерных систем. Вот это действительно ускорило разработку громкоговорителей. Но то, что действительно изменилось кардинально, так это качество и согласованность компонентов. То же самое и с материалами. Мы по-прежнему предпочитаем бумагу с химическими добавками, но теперь эта бумага стала гораздо более однородной, так как это производится автоматически. Теперь женщины больше не клеят вручную диффузоры И поэтому можно получить гораздо более высокую производительность за меньшие деньги».
По гамбургскому счету
А как выглядит современная продукция Питера Томаса в сравнении с одноклассниками от других брендов? К примеру, возьмем его PMC IB2i — это трехполосный контрольный монитор высокого разрешения. Его отличают феноменальная динамика, отчетливость и прозрачность — следствие применения фирменной конструкции демпфированного лабиринта ATL с портом фазоинвертора на передней панели. Общая длина лабиринта 2,5 м. В модели используется 27 мм твитер с мягким куполом и ферро-жидкостным охлаждением, легендарный 75 мм СЧ-драйвер с мягким куполом и углеволоконный десятидюймовый поршневой вуфер. В нем также применен кроссовер спадом 24 дБ/октаву и частотами раздела кроссовера 380 и 3800 Гц. Для сложных систем может быть использование триампинговое (независимое трехполосние) усиление, для этого на задней панели есть три независимых пары клемм для подключения усилителей. В стандартном варианте клеммы одной полярности замкнуты перемычкой. Частотный диапазон акустической системы 25 Гц…25 кГц (неравномерность измерения не указана, это минус!), уровень чувствительности 89 дБ/Вт/м. Рекомендуемая мощность усилителя — 200-900 Вт. Габариты 740 х 330 х 465 мм при массе 41 кг.
А вот конкурент от знаменитой тоже британской компании B&W — трехполосная акустическая система 802 Diamond. Она оснащена 1-дюймовым твитером с алмазным куполом, 6-дюймовым СЧ-драйвером с тканым кевларовым диффузором и двумя 8-дюймовыми НЧ-вуферами с диффузором Rohacell. Порт фазоинвертора Flowport находится на задней панели. Частотный диапазон и 34 Гц-28 кГц (при неравномерности ±3 дБ), уровень чувствительности 90 дБ, частоты кроссвера 350 и 4 000 Гц. Рекомендуемая мощность усилителя 50 Вт-500 Вт на 8 Ом, габариты 1135 х 368 х 563 мм, масса 72 кг.
Итак, у PMC IB2i чуть ниже порог диапазона (больше баса), что объясняется большим диаметром НЧ-динамика — 10 дюймов против 8. Эта АС потребляет больше мощности из-за чуть меньшей чувствительности (89дБ против 90 дБ). При этом она намного ниже и потому лучше впишется в интерьер. Более чем двухкратное превосходство B&W 802 Diamond в весе для акустической системы — преимущество, так как масса подавляет нежелательные резонансы корпуса. При этом стоимость систем практически одинаковая.
Сравнивая мониторы, мы знаем, что эти решения Питер привнес в конструкцию сознательно, на основе имющегося у него опыта — не только как разработчика, но и как коллекционера.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Diapason: немного о подходе итальянского производителя к работе и фирменной технологии DDD. Статья AV MAX, ноябрь, 2013
Майк Пиканза: «Основания для оптимизма есть». Интервью WHAT HI-FI, декабрь, 2013