Компания PMC (Professional Monitor Company) не из тех, что ежегодно меняет модельный ряд. Хорошая вещь служит долго, а апгрейд ради апгрейда — плохая практика.
Базовая серия twenty выпускалась 5 лет, пришедшая ей на смену twenty5 — 4 года. Базовая серия подразумевает знакомство с фирменным звуком и качеством PMC на доступном ценовом уровне, универсальность применения (домашний кинотеатр и стерео) разнообразие моделей под разные помещения, акустические условия и бюджет. Все это безусловно остается в новой серии twenty5 improved. Добавлены накопленные за эти годы знания и навыки, технологии и материалы, новые технические и конструкторские решения.
Готовя видеообзор, авторы — портал soundstage network — посетили штаб-квартиру PMC в Биглзвейде на юге Англии и попросили прокомментировать снятое. В роли комментаторов выступили креативный директор PMC Кит Тондж и инженер-разработчик Тоби Ридли.
Мы подготовили русские субтитры для этого видео и приводим также стенограмму комментария для тех, кто хочет погрузиться в подробности.
Кит Тондж. Twenty5i — наша новая серия, она заменяет Twenty5. i — это improved. Большая часть обновлений пришла из флагманских моделей, например из fenestria.
В новой серии 6 моделей, ВЧ-динамик в них единый — нашего производства, с мягким куполом.
21i — самая компактная АС в серии, с НЧ-динамиком 140 мм. Затем идет 22i, со 170-миллиметровым низкочастотником. Потом начинаются напольники, первый из них 23i, со 140-миллиметровым НЧ. Затем 24i с НЧ-динамиком диаметром 170 мм. Возглавляет линейку 26i — трехполосная система со 170-миллиметровым НЧ и купольным среднечастотником.
Для систем домашнего кинотеатра предназначен громкоговоритель центрального канала 25 Ci, у него два НЧ-динамика диаметром 140 мм и между ними — наш ВЧ.
Тоби Ридли. Высокочастотник в серии twenty5i базируется на конструкции, разработанной для fenestria и других моделей новой серии fact. Сам купол примерно такой же по диаметру и форме купола, а также форме подвеса. А вот диаметр у него необычный для высокочастотника. У других купольных ВЧ обычно диаметр 27 мм, что дает неплохой компромисс между перегрузочной способностью, достижимыми уровнями звукового давления (SPL) и диаграммой направленности, но мы смогли придумать другое решение.
Мы используем купол диаметром меньше, но с гораздо более широкой диаграммой направленности, чем 27-миллиметровый. Перегрузочную способность мы повысили за счет широкого подвеса, дающего большие смещения. Так что это выигрышное решение со всех сторон: высокий SPL, высокая чувствительность и широкая направленность.
50-миллиметровый купольный среднечастотник в модели 26i — он тоже близок конструктивно к СЧ-головке из флагмана fact fenestria. Мягкий купол диаметром 50 мм, катушка, намотанная плоским проводом,— этот СЧ дает удивительно ровную АЧХ, малые искажения и широкую направленность излучения.
НЧ-динамики в серии 25i у нас двух типоразмеров: 140 и 170 миллиметров. Конструктивно они очень похожи — материал мебраны, вид диффузородержателя и т.д. Они отвечают единой концепции: то есть имеют идеальный набор параметров под НЧ-оформление «трансмиссионная линию» (ТЛ) — а это НЧ-оформление мы используем во всех акустических системах PMC.
Другие производители не применяют ТЛ, так как ее расчет и реализация крайне сложны и затратны. С фазоинвертором и закрытым корпусом намного легче. Есть набор формул и просто рассчитать параметры корпуса, построить компьютерную модель и она будет соответствовать практике. А вот рассчитать или смоделировать трансмиссионную линию невероятно сложно и мы иногда «ненаучно» работаем — методом проб и ошибок. Переходим от расчетов к опытному образцу и обратно много-много раз…
Сравните сами: в НЧ-оформлении «закрытый корпус» задача инженера — изолировать громкоговоритель от его же собственного тылового излучения. В фазоинверсном оформлении инженер может полезно использовать только узкую частотную область резонанса, когда излучение трубы поддерживает излучение динамика.
В трансмиссионной линии мы отправляем тыловое излучение мембраны в длинный свернутый тоннель, который внутри хорошо задемпфирован специальными вспененными материалами. В этом тоннеле поглощаются средние и высокие частоты, остаются только низы и, когда мембрана двинется вперед, они будут излучаться в фазе с ней. В результате мы получаем виртуальный второй НЧ-динамик на месте выхода ТЛ.
На частотах резонанса, когда излучение выхода ТЛ в фазе с основным динамиком, внутри лабиринта вслед за мембраной колеблется жестко присоединенная масса воздуха. Она служит демпфером, останавливающим колебания мембраны, что значительно снижает искажения на низких частотах — потому что, чем меньше смещение подвижной системы, тем меньше искажения.
И, поскольку в тоннеле много пористого звукопоглотителя, на выходе ТЛ нет других частот, кроме баса. На слух бас будет очень плотным и гибким. Более плотным и демпфированным, чем в фазоинверсной системе, у которой нет внутри поглотителя или собственного демпфирования.
Трансмиссионная линия отличается интенсивным переносом звукового давления, так что мощные потоки воздуха циркулируют у выхода ТЛ. Представьте, что к мембране жестко присоединена масса воздуха, с большой силой толкающая возлушный столб при каждом сжатии-разрежении. Ну а если вы толкаете воздух в отверстие, маленькое или большое, то ждите краевые явления — турбулентность. Когда волна встречает препятствие, она огибает его, вызывая завихрения и, как следствие его — посторонние шумы, в частности высокочастотные, или, что также хорошо изучено, пыхтящие призвуки как у паровоза.
Руководитель разработки Оливер Томас, он раньше работал для гоночных машин «Формулы-1», так что он отлично понимает аэродинамику после проектирования гоночных машин.
Благодаря опыту Оливера мы разработали ламинарные рассекатели, которые гасят вихревые потоки на выходе трансмиссионной линии. Иначе говоря, воздушный поток направляется в специальные каналы с тонкими наклонными ребрами, что радикально снижает турбулентность — а отсутствие завихрений в воздушном потоке означает, что мы можем получить громкий неискаженный бас на выходе трансмиссионной линии.
Кит Тондж. Акустические системы серии twenty5 уже перешли в статус легенды, но улучшенная серия twenty5i — это еще более высокий уровень в передаче стереопанорамы, вокала и в целом в вовлеченности в музыку…
twenty5i для многих будет отличным первым знакомством со фирменным прозрачным и чистым звучанием, которым славится PMC.
Тоби Ридли. Как один из разработчиков, я горжусь тем, чего мы добились в новой серии. Она основана на twenty5. А это суперпопулярные колонки, с прекрасными характеристиками и мы тем более рады, что смогли реально и заметно их улучшить. Я горд за наш замечательный коллектив…
Другие материалы по теме: Готовится к выпуску новая серия акустических систем PMC twenty5i