Phonon 4400 — самые складные и самые компактные наушники в арсенале PHONON. Это и наследники ди-джейских SMB-02 по звуку, и апгрейд «домашних» 4000 с точки зрения надежности и удобства. Но самое главное изменение в новой модели — ее выход на улицу, урбанистичность, так сказать — 4400 не только складываются и убираются в футляр, но и сидят на голове по-другому: так, чтобы городской шум не мешал слушать музыку. Именно такую задачу и поставил себе руководитель PHONON, известный японский продюсер и звукорежиссер Исао Кумано, который как всегда лично участвовал в разработке и звуковом профилировании этих новых наушников, которые классифицируются как прижимные по типу «посадки» на ухо и закрытые по типу акустической нагрузки (плотные амбушюры, корпус без отверстий).
С любезного разрешения автора мы перепечатываем обзор, который был опубликован на сайте audio-ph.ru под названием «PHONON 4400: японская эстетика настоящего звука«, автор Алексей Каширский.
Привет, друзья! Четыре года назад (ну как же летит время!) я стал обладателем высококлассных профессиональных наушников PHONON SMB-02 , которые и по сей день радуют меня своим очаровательным звуком. С тех пор меня не покидало желание расширить знакомство с продукцией этой японской компании и послушать еще и мобильный вариант «двоек», их младшеньких братьев PHONON 4000. И вот наконец мне представилась возможность оценить достоинства уже обновленной версии 4000-х, свежую модельку с индексом 4400. PHONON 4400 приобрел более крепкую складную конструкцию и удлиненный кабель, но — самое главное — сорокамиллиметровый динамик с уникальной настройкой Исао Кумано остался без изменений. Такой же динамик, кстати, стоит и в модели SMB-02. Предположу, что далеко не все в нашей стране слышали про Кумано и его компанию, поэтому устрою краткий экскурс по истории бренда. Стартап, явивший на свет компанию PHONON, затеяли два известных у себя на родине музыканта: Исао Кумано (помимо музыки он еще и профессиональный звукорежиссер) и Alex Prat «DJ Alex» (Tokyo Black Star). В 2010 году после долгих и безуспешных поисков приличных профессиональных наушников они решили, что ситуацию можно исправить только самостоятельно и спроектировали собственные мониторные наушники. И не просто наушники, а продукт с живым звуком - тем самым, который слышат сами музыканты и который не теряет в качестве при переходе от студийных мониторов к наушникам. Надеюсь, я неплохо "разогрел" аудиторию этим рассказом, поэтому, не теряя куража, переходим непосредственно к обзору! Банзай!
Характеристики:
- Тип: динамические/закрытые
- Динамик: 40mm
- Чувствительность: 100 дБ/мВт
- Частотный диапазон: 20-20000 Гц
- Максимальная мощность: 500 мВт
- Импеданс: 46 Ω (Ом)
- Вес (включая кабель): 260 гр.
- Коннектор: 3,5 мм прямой с резьбовым переходником на 6,3 мм.
- Длина кабеля: 1,8 м (раздельная земля)
Внешний вид, комплект и эргономика
Наушники поставляются в аккуратной черной коробке, на лицевой стороне которой изображен логотип бренда, индекс модели и указана профессия — «Mobile Hi-Fi Phone». Подробные технические характеристики расписаны на обороте.
Внутри, помимо самих наушников, находим переходник, уже установленный на jack-штекер кабеля, приятный мягкий чехол из кожзаменителя для переноски и хранения наушников и инструкцию, которая по совместительству является гарантийным талоном.
Комплектация, как это бывает с профессиональными моделями наушников, незатейливая, что я считаю абсолютно правильным решением, ибо классному устройству ничего лишнего и не нужно. А всевозможными бесполезными «рюшечками», положенными в коробку, пускай пускают пыль в глаза производители устройств, где антураж призван отвлечь от слабых сторон товара. В нашем случае, как вы понимаете, все с точностью до наоборот.
Смотря на наушники, хочется употребить термин «аристократический аскетизм». Не уверен, что таковой в принципе существует, но ради PHONON 4400 его точно следует ввести в оборот. Пожалуй, надо внести в только что придуманное нами выражение больше конкретики. Лаконизм и сдержанность внешнего вида в данном случае говорит не о безыскусности и упрощенности, а об очищенной от любых посторонних ненужных наслоений простоте, помогающей слушателю всецело сосредоточиться на звуке. Примерно этому же посвящен один из принципов японской эстетики «ваби».
Но давайте уже завязывать с культуртрегерством и перейдем все-таки непосредственно к описанию наушников. Основной материал — качественный пластик. Цветовая гамма total black удачно разбавляется серебристой надписью «PHONON 4400» на закрывающих чашки круглых металлических пластинах. Регулирующая размер оголовья дуговая пластина, прячущаяся за пластиковой основой, также выполнена из металла. Амбушюры и оголовье сделаны из мягкого и очень удобного, просто воздушного кожзаменителя, который радует отсутствием неприятных запахов.
Никаких вопросов и к качеству сборки: все подогнано предельно точно и четко, без люфтов и зазоров.
Дизайн наушников проектировался с учетом пожеланий как специалистов из области студийного звука, профессиональных диджеев, так и ценителей качественного портативного звука, и это заметно сразу.
Удобно регулируемое оголовье, складная шарнирная конструкция, чашки наушников вращающиеся по своей оси, малый вес (260 грамм) — все это делает 4400-е удобным и незаменимым спутником в поездке, позволяя получить максимально качественный звук в компактном корпусе где угодно.
На голове ушки сидят очень комфортно, так что наслаждаться любимой музыкой или использовать PHONON как рабочий инструмент в студии или на танцполе можно долгими часами.
Прочный, выполненный из качественных проводников (убедился в этом лично, когда на SMB-02 я ради удобства заменил jack на угловой Oyaide P-3.5GL), с раздельной землей (однозначный признак pro-уровня) кабель имеет длину 1,8 м. Как по мне, это оптимальный размер, подходящий и для работы, и для портативного использования. С таким проводом одинаково удобно слушать десктоп/стационарную систему, сидя за столом, а также совершать прогулки с любимой музыкой, когда плеер или «цапоусь» лежит в сумке. Джек прямой 3,5 мм с позолотой и резьбой под имеющийся в комплекте переходник 3,5/6,3 мм.
Теперь стоит остановиться на звукоизоляции. У 4400 она однозначно лучше, чем у SMB-02. Впрочем, это и понятно: старшая модель больше ориентирована на студийный мониторинг и прослушивание музыки дома, а наш сегодняшний гость создан для диджеев в грохочущих клубах или аудиофилов во время поездок в транспорте или на беспокойных городских улицах. Однако и здесь не стоит ждать максимального шумоподавления, которое могут предоставить либо внутриканальные кастомные мониторы (CIEM), либо ушки от Etymotic серии ER (но там с комфортом ношения и посадкой все очень сложно).
Однако, после моих прогулок с PHONON по родному городу и поездок в общественном наземном транспорте (метро в наши края «не завезли») могу сказать, что в целом для накладных наушников у 4400 с шумоизоляцией все более чем прилично и в этом смысле они ничем не уступают самым «противошумным» накладным ушкам, если не брать в расчет отдельные ноу-хау в виде NC (noise-cancelling).
В общем, здесь у нас все хорошо. Но самое важное достоинство 4400-х, как вы понимаете, у нас впереди: навострим уши и переходим к звуку.
Звук
Перед прослушиванием наушники были прогреты в течение 50 часов.
Прослушивание проводилось на MyST DAC 1866OCU V.2, Lotoo paw Gold, QLS QA-361, iBasso DX200 (AMP7), DX220, DX220 MAX, iFI micro iDSD Black Lable и Lotoo paw S1.
Во всех полученных комбинациях наушники отыграли на высоком уровне. Почерк в зависимости от источника немного менялся, придавая PHONON 4400 свой уникальный оттенок. Вообще, наушники прилично прибавляют, когда подключаешь их к более мощным источникам и с повышением качества тракта .
С первых же минут прослушивания мы обнаруживаем полностью взрослый подход к «звукоизвлечению».
4400 обладают мощной и точной передачей низкочастотного регистра с элегантно форсированным участком в области мидбаса, натуралистичной и чистой серединой, с выверенным отображением всех мельчайших деталей композиции, и гладкой, без намеков на искажения, передачей высоких частот. Это гармоничная игра макро- и микродинамики, где нижний регистр выдает динамичный и четкий бит и протягивает СЧ руку дружбы в виде тугого и быстрого баса, который контрастно прорисовывает глубину звукового полотна и наполняет середину животворящей густой субстанцией. Высокие частоты, в свою очередь, приняв эстафету от центральной части частотного диапазона, довершают целостную картину точно, согласованно и безошибочно, не пытаясь выпятиться во что бы то ни стало, но точно понимая свое место и значение.
Если сравнить звучание 4400 с SMB-02, то у нас получится следующая картина: 02 звучат более нейтрально, открыто, с большим упором на отображение микронюансов композиции. 4400, в свою очередь, выдают чуть более массивную, с лучшей прорисовкой глубины и макронюансов картинку. В целом, почерк «старшей» модели в «младшей» узнается, и звучание обоих наушников схоже, но у каждой из них есть свой шарм, оттенок и индивидуальность. На мой взгляд, производитель крайне скрупулёзно и продуманно отнесся к настройке своих «детищ», что дало верный результат. SMB-02 отлично подходят для работы/прослушивания и анализа звука в студии или дома, а 4400, аккуратно компенсируя нужный участок в нижнем регистре, рисуют звуковую картину, которая не потускнеет даже в не «стерильных» условиях (улица, транспорт и прочие шумные места). Поэтому при выборе одной из этих двух моделей нужно исходить из собственных потребностей: дом/стационар – SMB-02, портатив и мобильность – 4400.
Но давайте вернемся непосредственно к прослушиванию героя нашего сегодняшнего обзора. PHONON 4400 отрисовывают аудиополотно цельно, контрастно, с завидным напором и точной передачей звуковых тембров.
Низкие частоты отрабатываются плотно и выразительно. Удар тугой, сфокусированный и мощный, рельефные басовые партии звучат густо и насыщенно, они прокатываются по всему телу, очерчивая ритм хлестко и сокрушительно, словно хлыстом подгоняя звучащую композицию, наполняя середину глубиной и живой весомой субстанцией. Никакой искусственной накачки и гула, все мощно и точно, по-честному и по делу.
Возьмем тестовый трек Brian Bromberg «Freedom jazz dance», где 4400 предельно точно передают игру на бас-гитаре: вибрацию, нажим и натяжение струн, звучные удары слэпом и биение струны о звукосниматель.
Или другой вариант, The Stranglers – «Nice ‘n’ Sleazy», где Jean-Jacques Burnel извлекает свои взъерошенные рыкающие ноты, которые, как панки на концерте, неистово прыгают по грифу бас-гитары. Мощно, драйвово, живо, по-настоящему! Наушникам прекрасно удается передать задорную атмосферу этой композиции.
Но стоит отметить, что 4400-е — это не наушники для басхедов. Здесь нет бубнения или гула, есть только точная и выверенная настройка звука, с АЧХ близкой к эталонной.
Середина ровная и гладкая, с натуралистичной передачей текстур и хорошим разрешением. Позиционирование инструментов в пространстве четко выверенное и реалистичное. Любой звук наделен своей телесной оболочкой. Подача среднечастотного регистра одновременно цельная, бархатистая и крайне детальная. Здесь прекрасно сочетаются мощь, эмоции и мониторность, драйв и академичность. Каждый тембр, каждая вибрация голоса или дрожание струны передаются крайне натурально и глубоко.
А теперь послушаем Talking Heads — «Mr. Jones». Нас сразу же увлекает в звуковые джунгли африканизированное дерганное бряцанье Бирна по струнам. И тут же следом в композицию врываются, словно затрубили встревоженные слоны, бравурные и диковатые духовые. Праздник на песенной поляне продолжается шаманским танцем, который выделывает взвинченный бас Тины Уэймут. Еще мгновение и все инструменты сплетаются в разнузданном этно-джазовом буйстве, в котором, однако, каждый пассаж четко читаем и передается максимально достоверно. А иронично-восклицающий вокал Бирна очаровательно выдает:
«Mr. Jones is back in town
It’s his lucky day
Hold up your hands and shout
Jones is on his way…»
Ярко, сочно и ни одной ноты в этой потрясающей круговерти не потеряно!
Высокие частоты воспроизводятся четко, гладко и гармонично. Их количество и качество отработки нареканий не вызывает. Регистр передается достаточно внятно, без излишней резкости и искажений. Они слаженно вносят лепту в общую работу, без капризов и своевольства.
Ну и еще немного прекрасной музыки. Bob James Trio — «Bold Conceptions» — прекрасная джазовая композиция, где 4400-е потрясно демонстрируют свою крайне корректную и точную передачу высокочастотного диапазона. Любое касание барабанщиком хай-хэта или тарелки, каждая сбивка — все звучит настолько чисто и точно, что я даже не буду рассыпаться многочисленными комплиментарными эпитетами, а просто назову такую шлифованную проработку регистра эталонной. Здесь нет яркости, россыпи или искажений, а есть четкая и крайне ювелирная отработка диапазона.
В плане жанровых предпочтений PHONON 4400, совсем не капризны. Они интересно отыгрывают как инструментальную музыку, джаз, электронику, рок, так и брутальные жанры.
Вывод
PHONON 4400 прекрасные наушники, которые, вне всяких сомнений, по достоинству оценят как профессионалы, так и самые требовательные ценители высококлассного звука.
В них есть все: компактный размер, удобная складная конструкция, добротная сборка, комфорт и главное – качественное неподдельное звучание. По моему мнению, модели 4400 и SMB-02 достойны самого пристального внимания.
Актуальную цену Phonon 4400 смотрите на сайте официального дилера PHONON в России магазина next-hifi.ru. На момент написания статьи она составляла около 26 тыс. рублей. Считаю, что для наушников такого уровня это хороший ценник.
Плюсы
Звук, эргономика, качество сборки, цена.
Минусы
Нет.