1. Главная
  2. Статьи и обзоры
  3. PMC
  4. Fact 12: факт, говорящий о многом. Обзор Аудиомагазин, ноябрь, 2014

Fact 12: факт, говорящий о многом. Обзор Аудиомагазин, ноябрь, 2014

Поручив своему сыну Оливеру создание флагманской модели линейки Fact, главный инженер и руководитель компании PMC Питер Томас шел на определенный риск. С другой стороны, смелым экспериментом можно назвать и всю серию Fact с ее нетипичным для профессиональных мониторов «женским» телосложением: высокими узкими корпусами и сравнительно небольшими по диаметру динамиками. А если прибавить к этому столь же высокие цены, — между прочим, рассматриваемая модель стоит дороже знаменитых референсных мониторов IB2i, — то смело можно было гарантировать как минимум настороженность со стороны аудиофильского сообщества.
Правда, линейке Fact уже предшествовали сравнительно «субтильные» серии PB, DB и OB, которые сегодня можно встретить в гостиных многих любителей хорошего звука, в том числе и в референсном тракте нашего журнала. Именно поэтому я не буду останавливаться на описании хорошо известных особенностей акустических систем PMC, тем более что краткий обзор технических решений был дан в тесте колонок PMC Twenty 26, опубликованном в «АудиоМагазине» №115. Остановлюсь лишь на главных отличительных чертах рассматриваемой модели.
Пусть вас не смущают ни пропорции, ни белая отделка, ни изящные хромированные ножки — Fact 12 создавалась как серьезная трехполосная АС с внушительным частотным и динамическим потенциалом, максимально приближенным к IB2i. В целом принцип «больше» заменен на «быстрее», что вообще стало современной тенденцией в колонкостроении. Формально два НЧ-динамика диаметром 140 мм уступают сдвоенным 170-мм в модели PB1i, не говоря уже о 25-см у IB2i. Однако это совершенно другие динамики. Недостаток площади излучения компенсируется увеличением хода, для чего была разработана новая конструкция подвеса, а возросшая нагрузка на диффузор потребовала применения (впервые в практике PMC) металлического сплава с покрытием. Чтобы прокачать тот же объем воздуха, для трансмиссионной линии с эффективной длиной 3,3 м пришлось использовать сдвоенный порт.
Басовые динамики меньшего диаметра уверенно работают до 400 Гц, следом начинаются полномочия созданного также специально для этой модели купольного среднечастотника диаметром 50 мм. Он похож на знаменитый купольный излучатель PMC75, но для устранения динамической компрессии и улучшения тепловых условий функционирования (наряду с применением ферромагнитной жидкости в зазоре) в керне магнитной системы сделано отверстие. Доработка внешнего оформления (совместно с инженерами Национальной физической лаборатории Великобритании) позволила улучшить дисперсию и увеличить частоту раздела до 4000 Гц. Поэтому выше этой границы эстафету принимает твитер со сравнительно небольшим диаметром купола в 19 мм, что позитивно сказалось на его дисперсии и расширило границу воспроизводимых частот до 30 кГц (а это превосходит возможности как IB2i, так и многих других колонок PMC).
Меня всегда удивляет, когда производитель подчеркивает, что для новых колонок был разработан новый кроссовер, — разве может быть иначе? Однако в данном случае об этом действительно стоит упомянуть, поскольку для сокращения сигнальных цепей PMC впервые применила двусторонний монтаж компонентов на печатной плате. Кроме того, важно отметить, что находящийся возле входных клемм регулятор отдачи на низких частотах позволяет не только убавить (как было ранее), но и прибавить бас относительно «нейтральной» АЧХ (полностью повторяя работу расположенного рядом переключателя ВЧ) — уникальная возможность, предоставляемая Fact 12, которая пока не нашла отражения в руководстве пользователя, общем для всей серии.
Звучание
Перед началом тестирования я располагал противоречивыми данными, касающимися влияния переключателей АЧХ, а потому решил провести регулировку тонального баланса на слух, предполагая, что в нашей достаточно просторной и умеренно заглушенной комнате ситуация в любом случае будет несколько иная, чем в сложенных из кирпича английских гостиных. И действительно, прослушав несколько композиций Норы Джонс с альбома «Not Too Late», я пришел к неутешительному выводу: в средней позиции переключателей музыканты стушевываются и словно отступают в смежное помещение, оставляя певицу наедине с несколько подчеркнутыми (что не так уж и страшно, поскольку отчасти это особенность ее вокала) и, что более неприятно, подающимися как бы отдельно сибилянтами. Однако стоило прибавить бас и прибрать ВЧ, как инструменталисты возвратилась назад, а голос Норы стал цельным и натуральным, освободившись от лишних составляющих. Вообще говоря, у английских производителей мониторов существует термин «voicing» (интонировка или окончательная подгонка кроссовера по передаче речи), а «voice coil», что в нашей терминологии называется звуковой катушкой динамика, буквально переводится как «голосовая катушка». Поскольку PMC Fact 12 уже изначально обладают столь высоким разрешением и прозрачностью в среднем диапазоне, установку переключателей АЧХ очень легко проводить, используя вокальные записи.
При правильной настройке голос звучит ярко, выразительно, с великолепной артикуляцией и нескрываемой чувственностью и очень свободно и естественно. Примерно такая же картина с низами: их становится ровно столько, сколько нужно. Здесь совершенно не ощущается закрепощенности и задавленности, равно как и неуместной сверхэнергичности, свойственных неудачным реализациям трансмиссионной линии. Тонально и ритмически определенные басы совершенно не пытаются доказать свое присутствие за счет дополнительной тяжести, но если композиция, такая, например, как «Thinking About You», требует прочной блюзовой основы, колонки создают ее легко и изящно. Вообще низкочастотный регистр PMC Fact 12 скорее напоминает ажурный чугунный мост в стиле модерн, чем бетонный монолит эпохи конструктивизма, и притом сомнений в прочности, а главное, в красоте он не вызывает.
Высокие частоты у этой модели такие, что писать о них отдельно представляется совершенно неуместным, вне музыки их как бы нет. Довольно редкий случай, когда, сидя ровно в центре классического треугольника под прицелом двух колонок (правда, мои уши оказались заметно ниже твитеров этих рослых АС, которые дополнительно были водружены на пятисантиметровые мраморные подиумы), я, как ни старался, не мог выделить на слух высокочастотники ни в пространственном, ни в тональном смысле.
После первоначальной настройки и пристрелки я решил поделиться с читателями впечатлениями от звучания, но потом понял, что описывать это в какой-либо привычной парадигме совсем не хочется. Так уж получилось, что знакомые мне слушатели, в целом воспитанные в субъективном ключе эпохи High End, условно делятся на объективистов и субъективистов восприятия. Первые говорят о тональном балансе, детальности, разрешении и пр., уповая на то, что если колонки правильно донесут звуковой подстрочник, то и соответствующие образы родятся в нашем сознании сами собой. Вторые искренне верят, что, помимо всего того, что можно измерить ушами и описать словами, в записи присутствует еще какая-то неуловимая энергия и чем эмоциональнее звучание, чем оно вы- разительнее, тем легче этому музыкальному волшебству овладеть душой слушателя, а тогда и слова и не нужны, и неуместны. Вот и получается, что у первых описание оставляет неудовлетворенным душу, у вторых — ум.
Колонки PMC умеют обращаться одновременно и к разуму, и к сердцу, в их исполнении эти подходы как-то сплетены и неразделимы. Музыка звучит интересно, активно, выразительно, но без давления на слушателя, без экзальтации, без ложных эмоциональных порывов. АС вызывают желание вслушиваться и в звуки, и в слова, отдаться настроению и поразмыслить над образом. Ведь за звуком стоит искусная игра, за аранжировкой — тонкий намек на эпоху. Каждый трек, прослушанный на Fact 12, — целое открытие: записи, музыкальных средств или чего-то личного в переживании исполнителя.
Разумеется, если подобная синергия изначально нарушена, вы это слышите. К счастью, колонки честны, а не безжалостны к фонограмме. Например, запись выступления Владимира Горовица в Карнеги-холле, где в 1978 году он исполнил Третий концерт Сергея Рахманинова, по техническим причинам была позже перезаписана, причем фрагментами. Но разве может исполнитель сыграть одно произведение дважды с одинаковым чувством, разве у живого выступления и студийного повтора — одна и та же аура? Конечно, и рояль (вот где глубина нижних регистров PMC проявляет себя во всей полноте), да и в целом оркестр переданы очень прилично, так что обозреватель «Gramophone», вероятно, не преувеличил, когда в свое время назвал этот альбом одной из лучших известных ему живых записей. Но если с технической точки зрения с ним согласиться можно, то с эстетической — совершенно не хочется, поскольку концертные куски дышат совсем другой энергетикой, чем исправления, и цельного ощущения от рахманиновского концерта не остается. Однако PMC Fact 12 удается приспособиться к ограничению динамического и частотного диапазона, не скрывая правки и сшивки, удается сконцентрировать внимание слушателя на заключенном в живых фрагментах духе музыкального события и произведения, восстановить, как по древним амфорам, колоннам и барельефам, замысел художника и архитектора.
Следующая запись — цикл «Моя страна» Б. Сметаны в исполнении Чешского филармонического оркестра под руководством Чарльза Макерраса. Дирижер в свое время учился в Чехии, а затем, став уже известным маэстро и работая преимущественно в Шотландии и Уэльсе, специализировался на музыке Яначека и потому хорошо понимал национальный колорит. Исполнение это очень интересное, богатое музыкальными красками, которые, к сожалению, приглушены, высушены технологией DDD в ее ранней, чудовищной реализации. На Fact 12 технические проблемы этой цифровой записи становятся гораздо более очевидными, чем на других АС, но и все позитивное не проходит мимо слушателя.
Вообще колонки PMC как бы призывают вас отказаться от поисков совершенства и оценить каждую запись в согласии с ее уникальными достоинствами. Например, заслушанный в свое время до дыр диск «Communique» Dire Straits неожиданно предстал передо мной с новой степенью откровения о творчестве коллектива: хорошо знакомые вещи прозвучали как-то глубже, серьезнее; даже композиции, которые я считал неудачными, проходными, попсовыми, оказались насыщены идеями, индивидуальностями музыкантов, духом эпохи. Благодаря умению Fact 12 играть одинаково чутко и ровно на любом отрезке своего недюжинного динамического диапазона тихие моменты расцвели новыми красками.
Альбом White Stripes «Icky Thump» я держу под рукой в качестве провокации. Он способен заставить любую систему High End звучать как дешевые компьютерные колоночки, вызывая неизменный ужас на дегустациях звуковых «рахат-лукумов». Если попадается достаточно честная аппаратура, то больше одного трека вытерпеть невозможно, а если гладкая и добропорядочная, то слушать можно, хотя Джек Уайт в сладко-сливочном соусе вызывает вдвойне сильное ощущение тошноты. Пара PMC и тут не захотела следовать принятой классификации: слушать было трудно, но интересно, грязный, нарочито неряшливый, глухой и компрессированный звук предстал как естественное отражение мировоззрения автора, стиля и духа его музыки.
Вывод
PMC Fact 22 можно смело рекомендовать зрелым меломанам, тем, кому музыку хочется любить всесторонне: и чувствовать, и анализировать, всецело принимая ее такой, какая она есть в конкретной записи. Великолепное разрешение в середине, глубокий, музыкальный бас и ненавязчивые верха, огромный динамический диапазон делают их универсальными АС для любых жанров. Это серьезные и бескомпромиссные колонки, но вместе с тем стройные и изящные, и потому они с большей вероятностью, чем некоторые классические модели PMC, будут одобрены вашей спутницей (я как бы обращаюсь к аудиофилу-мужчине).

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Путешествие на фабрику Roksan. Материал Hi-Fi Pig, ноябрь, 2014
Neos: изящество по-итальянски. Обзор САЛОН AUDIOVIDEO, декабрь, 2014