QBD76 HDSD: снова о вечных истинах. Обзор Hi-Fi.ru, декабрь, 2014
Не знаю, случалась ли у уважаемых читателей такая ситуация, когда с какой-то фирмой ты знаком очень давно и хорошо (во всяком случае, субъективно предполагается глубина знакомства и опеределенные стандарты мышления, связанные с ней), и вдруг эта фирма преподносит совершенно умопомрачительный сюрприз, заставляющий полностью пересмотреть свое отношение к бренду. У меня лично такая история случилась с Chord Electronics, продукция которой находилсь в зоне моего пристального внимания лет десять назад, а с тех пор как-то ушла с переднего плана. Во всяком случае, это касалось источников. В свое время системы, собранные из компонентов уровня DSC 1500 DAC/Preamp, CPA 3000/4000, CPM 2800/3300 и аналогичных были у меня в числе желанных и почитаемых за высший уровень из доступного тогда. Прошло время, и мне стало казаться, что другие фирмы предлагают более интересные и музыкальные решения. С расширением кругозора фокус притягательности переместился на другие бренды, а к Chord стали предъявляться претензии о нарочитой или даже «парадной» детальности, холодности и некоторой стерильности. Конечно, наряду с указанными выше моделями, у фирмы имелись такие шедевры, как CPM 12000, но это было из разряда упомянутых музейных раритетов – манящих, но недосягаемых. То же, что было у Chord доступно, перестало манить как раньше. Время шло, Chord придумал линейку Choral, которая почти полностью выпала из поля моего зрения, за исключением прекрасного транспорта Choral Blu. Эволюция же, произошедшая с фирменными ЦАП и берущая начало от DAC 64, полностью осталась за кадром – увы. Но тут судьба свела меня с DAC QBD76 HDSD – что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Эта модель, прямая наследница DAC 64, позаимствовавшая у него все основные конструктивные черты, не является первой даже для своего номера. Перед ней был еще QBD76 без приставки HDSD. Мне бесконечно жаль, что я пропустила все эти явления в порядке их возникновения, но, раз уж так случилось, придется отдать дань самой последней версии – сразу и за всех.
Первооткрывателем этой идеологии, видимо, следует считать английскую компанию dCS, которая уже в 1994 г. показала первый вариант своего Ring DAC™ на ППВМ. Мы в журнале сталкивались с двумя готовыми продуктами в русле этого подхода – фантастическим исчерпывающим dCS Scarlatti и более доступным Debussy. С последним, кстати, очень часто сравнивают новые источники Chord, что обусловлено как схожестью концепции, так и примерно одинаковым ценовым диапазоном. Мы в этом обзоре тоже не избежим подобного сравнения, но чуть ниже. Любопытно, что по заявлению разработчиков Chord, они начали собственную программу реализации ЦАП на ППВМ ненамного позже dCS, тоже в первой половине 90-х гг. прошлого века. Именно тогда Джон Франкс из Chord повстречал Роберта Ваттса из компании Deltec Precision Audio, предложившего в качестве идеи для сотрудничества свою модель цифрового фильтра WTA (Watts Transient Aligned Filter) и ЦАП, оба – на основе ППВМ. Спустя довольно продолжительный промежуток времени – порядка десятилетия, этот союз благополучно разрешился созданием DAC 64. Как и две уже упомянутые фирмы – одна английская и одна американская – Chord для своих ППВМ выбирает продукцию Xilinx. В DAC 64 были задействованы Xilinx Spartan 2-го поколения, а в QBD76 HDSD стоят новые Spartan 3-го поколения – XC3S400. Рекламные брошюры упоминают о, в общей сложности, 1,25 миллионе «вентилей» – логических блоков, использованных в конструкции. Как уже говорилось, цифровой фильтр в ЦАП только один – программный WTA (в противоположность аппаратно реализованному на элементной базе), названный по имени разработчика. Во многом именно на создание совершенной версии этого фильтра и было потрачено много времени. Хотя, конечно, прогресс в микроэлектронике тоже внес свой вклад. Не столь давно в определении понятия цифрового фильтра в качестве недостатков указывались низкая скорость вычислений, зависящая от быстродействия процессора, а также трудность реализации цифровых фильтров большой длины (высокого порядка). Ваттс и его коллеги из Chord стартовали с позиции, что стандартные для серийных цифровых источников КИХ (фильтры с конечной импульсной характеристикой) редко имеют порядок выше 256-го, или 256 отсчетов моментов времени в рекурсивной цепочке, описывающей совокупность затухающих входных импульсов, все еще влияющих на выход фильтра. После этих 256 отсчетов импульсная переходная функция становится равной нулю (что и заключено в названии КИХ). Очевидно, что чем больше отсчетов будет использовано, тем лучше и безошибочнее будут описываться самые важные для восприятия звуковые характеристики, в том числе – переходные режимы. Однако, как уже говорилось, программная реализация такого длинного фильтра затруднена. В приципе, можно было сделать аппаратный цифровой фильтр. C точки зрения большинства производителей этот вариант ничем не плох по звуку и обеспечивает достаточную гибкость, позволяя варьировать разные фильтры в рамках одного аппарата простым переключением кнопки. Но Ваттс решил строго придерживаться реализации на ППВМ, которую почитал наиболее перспективной, дающей максимум возможностей и уже достаточно быстродействующей для его целей. Он разработал собственный алгоритм цифрового фильтра 256-го порядка и сделал прототип ЦАП, который, как утверждают некоторые западные специалисты, слышавшие его, звучал лучше практически любого из тогда существовавших с длинными фильтрами, включая решения 2048-го порядка. Тем не менее, впоследствии в серийных аппаратах компании Chord использовались более совершенные WAT высоких порядков, в частности, в QBD76 используется 2048-й порядок. Как цифровой фильтр, там и сам ЦАП были реализованы в 64-битном представлении, что отражено в названии DAC 64 (кстати говоря, я не знаю, что означает число 76 в названии новой модели, но оно точно не указывает на переход к процессингу данных с 76-битным разрешением, поскольку оно осталось прежним). Для ЦАП используются импульсные матрицы 5-го поколения (собственный счет Chord, отмечающий число реализаций). Для новой модели заявляется улучшенный алгоритм формирователя шума, являющегося непременным атрибутом любого дельта-сигма модулятора. Как и дизеринг, сформированный (не белый) шум призван решить проблему «ошибки усечения» при снижении битности сигнала до стандартных 16 бит (сейчас цифровая обработка всегда производится с повышением битности и передискретизации). При обратном переходе и отбрасывании младших разрядов с одновременным добавлением дизера или сформированного шума ошибки округления по причинам психофизичекого свойства становятся некоррелированными с сигналом, связанные с ними искажения уменьшаются, а динамический диапазон расширяется. Эти вещи хорошо изучены и теоретически понятны, но каждый производитель ЦАП (или режиссер, занимающийся сведением и обработкой музыкального материала при записи), использует свои алгоритмы формирования шума. В Chord QBD76 HDSD используется формирователь с разрешением 64 бита и фильтром ВЧ 8-го порядка, эффективно отсекающим растущую мощность шума за пределами рабочей полосы. Внешне Chord QBD76 HDSD красив. Нет, даже не так – он чертовски красив, он, пожалуй, смотрится наиболее эффектно среди всех виденных мной компактных аппаратов. Причем его внешность изысканна и аристократична, несмотря на выпуклые стекла-линзы и сочетание красных символов и сине-зеленой подсветки внутренности корпуса. У кого-то другого это могло бы показаться китчем, балансированием на грани сомнительного вкуса – а тут это провокационное сочетание цветов, отлично увязанное с общим дизайном, сделано так, что просто хочется открыть рот. Овальный цельноалюминиевый корпус с мягкими обводами, обрамлениями сложных форм и дугообразными канавками, проточенными прямо в корпусе, традиционными для Chord крохотными серебристыми управляющими кнопками и рядами заклепок по краям – все это смотрится просто шедеврально, объединяя идеи биоморфизма и индустриальные темы. Небольшой корпус весьма массивен для своих габаритов, что, впрочем, тоже характерно для фирмы. «Домашние» аппараты Chord всегда смотрелись дорого и солидно, а старое дизайнерское решение шло в русле прямоугольных корпусов с антирезонансными ножками-развязками, приобретаемыми отдельно. Толстые блестящие колонны изрядно добавляли шика и весомости облику и заставляли многих известных мне владельцев аппаратов Chord стремиться к трате значительной суммы на приобретение цилиндрических развязок. Теперь четыре опоры по бокам корпуса – в прошлом (они остались только у топовых аппаратов фирмы), а серия Choral предлагает элегантную обтекаемость. Экстремистам и борцам с резонансами корпусов остались металлические ярусные министойки, в которые вставляются одинаковые фирменные овалы. При любом раскладе блок ЦАП я бы поставила в такую стойку сверху, чтобы не скрывать великолепную задумку с большим круглым окном-линзой на верхней крышке, открывающим все внутренности аппарата и заливающим комнату волнами света в зелено-лазурных тонах. Эта подсветка похожа на толщу воды, освещаемой солнцем, в каком-нибудь заповедном заливе или на рифах, а в рифовом аквариуме «плавают» не яркие люминесцентные рыбки и другие диковинные существа, а микросхемы Xilinx. На идеальные печатные платы, залитые мягким лазурным сиянием, тоже не грех полюбоваться сквозь прозрачную «воду» и восхититься идеальностью паек и ровными рядами элементов. Линза слегка искажает перспективу, за счет чего получается не просто свет из окошка, а действительно мягкое мерцание волн, как в настоящем океане на фоне белого идеального песка дна. Из-за ориентации окошка лазурный столб в темноте поднимается вверх, но и слушателю в кресле перепадает немножко волшебного света. Вторая выпуклая линза сбоку и слева от большой имеет меньший диаметр и служит окошком дисплея, причем информация, отображаемая красными символами, располагается «на дне» и тоже читается только сверху. Бегущая строка показывает текущий вход, глубину буфера и полярность сигнала – прямую либо инвертированную. Соответствующие опции управляются тремя кнопками в изогнутой утопленной канавке вокруг большой линзы. Надписи рядом с кнопками отсутствуют, входы и выходы на задней панели тоже не подписаны, и на первый взгляд это кажется неудобным и побуждает снизить балл по эргономике. Но все оказывается настолько просто и удобно по самой коммутации, а аппарат во включенном состоянии столь восхитительно красив, что рука не поднимается писать жалкую критику в адрес столь совершенной конструкции. Удивительно стильный и технически совершенный аппарат – вот что приходит в голову еще до прослушивания.
На сложных органных записях мы получили идеальный нижний регистр, трубы и механику, идеальное «чудовище, которое не дышит», по словам классика. В перекличках органа и медных духовых вязь инструментов была настолько совершенна, что даже как-то не приходило в голову оценивать, отделяется ли труба от верхних регистров органа, и каковы по качеству тембры – все отделяется, сплетается и сливается, и разделяется снова. Все абсолютно уместно и правильно, все как в жизни – поэтому и кажется, что нет аппаратуры. На струнных инструментах и голосах звук естественно мягкий, без рези поверху, но столь же естественно яркий и острый, когда надо. Барочное сопрано идеально, а контратенор – неизбежный и единственно возможный, все прочее – неправильная передача и «кривизна». Усилители, создающие такую совершенную имитацию жизни, все же попадаются (большинство – за негуманные деньги), а вот источники такого уровня просто штучны. И я еще раз не могу не подчеркнуть, насколько удивительно встретить подобный эталонный звук в таком ценовом сегменте. Обычно у меня он ассоциируется с миллионами рублей и заоблачными системами. Причем тут уместно порассуждать не только о красоте или натуралистичности, но и феноменально высокой культуре воспроизведения, точному следованию любому жанру, идеальному балансу эмоций. Для ценителей ровной подачи не будет сюрпризом то, что высочайшая нейтральность сопровождается такой эмоциональностью – не навязанной, не «раскачанной», а истинной, пришедшей вместе с записью. Великолепная детальность работает на поднимание всех внутренних связей оркестра, недоговоренности и внутреннего настроя. На форте получается волна звука – мощная и мягкая, добрая и грозная. Любые другие жанры звучат столь же целостно и безупречно, включая самые брутальные. Единственным огорчением послужили остальные компоненты нашей лабораторной системы, которые по цене формально соответствуют уровню источника, а по сути очень далеко до него не дотягивают. Но все равно музыка играет как вечная истина, которой хочется внимать сутками и неделями. Графы амплитудно-частотной характеристики ЦАП Chord QBD76 HDSD для левого и правого каналов сливаются в единое целое, что свидетельствует об идеальной отстройке устройства и идентичности параметров применяемых электронных компонентов (рис. 1). Неравномерность характеристики в диапазоне звуковых частот составляет не более 0.1 дБ. Ширина полосы пропускания на выходе определяется частотой дискретизации обрабатываемого сигнала. Суммарные привнесенные гармоники при воспроизведении тона с частотой 1 кГц с максимальным уровнем (2,87 В.), составляют не более 0.001% (рис. 2). Разностная гармоника комбинации 19 и 20 кГц выглядит несколько хуже и в цифровом выражении соответствует значению 0.016% (рис. 3). Отношение сигнал-шум 115 дБ. Проникновение сигнала между каналами на 10 кГц составляет 102 дБ. Вывод: Безупречный по всем параметрам аппарат, заверщающий поиск священного Грааля звука среди разумно доступных вариантов. При удачном подборе окружения он способен заставить задуматься о смысле жизни даже владельцев аппаратуры с заоблачными ценниками. Мария Савина
|
Комментарии (1)
Очень и очень неплохой и достаточно содержательный обзор. Если честно не думал, что наткнусь на подробное описание устройства топ сегмента на русском языке, ибо привык, пользуясь переводчиком получать информацию из зарубежных сайтов и форумов, спасибо Мария за своеобразную раскладку по полочкам информацию по данному сабжу. Являюсь поклонником "ушного" звучания, возможно, потому как стационарные типовые АС для тех, кто носит ролекс, а средний сегмент "колоночного" звука не так интересен, поэтому наушники более предпочтительный вариант, предлагающий в свою очередь даже некий компромисс и свои плюсы не только в плане юзабилити, но и звука, хотя вообще это разные стезя звучания. На русскоязычных форумах можно встретить немало обсуждений портативных устройств от Chord, которые в свою очередь выдают порой более интересный и вкусный ЗВУК, а не просто звучание, по сравнению с конкурирующими устройствами даже более высокого сегмента, и даже другого типа, стационарами! Ещё раз спасибо за обзор и подробную характеристику цапа. Хотелось бы конечно ознакомиться со "звучанием" в текстовом варианте: высокие частоты, низкие частоты, детальное описание средних по всем этажам, микродинамика и макродинамика и т.д. и т.п, хотя понятно что обзор общий, ибо все по полочкам раскладывать долго. А общем каждый найдет для себя своё звучание. С уважением. Руслан.