"Прогрев" проводов как метафизическое явление

06.03.2014

По мере совершенствования основного оборудования: источников, усилителей акустических систем, ценители прекрасного все больше внимания стали обращать на детали и условия, обеспечивающие тот самый заветный настоящий "Звук".

Значит, эти вопросы перешли из разряда малозначительных в разряд требующих теоретического обоснования и серьезного подхода со стороны производителей. В дело включились дизайнеры, электроники, физики, химики и даже специалисты из космических отраслей.

Стоимость некоторых образцов межблочников и акустических кабелей вплотную приближаются к ценам аппаратуры, с которой им предстоит работать.

И тут наступает пора тревожных сомнений: а стоят ли эти чудо-провода той устрашающей суммы, которую за них просят?

 

Глядя на некоторые форумы, можно заметить стабильное циркулирование некоторых мифов, которые укоренились в сознании скептиков. Вот некоторые из них:

Миф 1Дороговизна кабеля определяется исключительно ценой материалов
Миф 2Звук дорогого кабеля не лучше, чем у дешевого
Миф 3Прогретый кабель звучит не лучше, чем не прогретый
Миф 4Направлением проката проводника определяется направленность его при включении его в систему. (Налицо подмена понимания особенностей организации технологии и вектора производственного процесса, от начала до конца производства готового кабеля.)

Между тем, пытливыми аудиофилами замечено, что прогретые кабели звучат лучше, чем не прогретые, причем, это утверждение применимо как к дорогим, так и к дешевым экземплярам. Срок прогрева кабеля полезным аудиосигналом составляет около 10 дней. Учтите, что эффект улучшения звука через некоторое время пропадает, если кабель не используется.

Попытка навести порядок в наших представлениях, например, о степени влияния прогрева межблочных и акустических кабелей на звук вообще или вполне конкретного комплекта, в частности, наталкивается на необходимость учета слишком большого числа факторов.

Выполняя анализ, придется рассмотреть какие изменения происходят в проводнике под воздействием электрического сигнала, привлекая при этом свежие данные из нескольких разделов физики. Нам придут на помощь:

- классическая электронная теория

- электродинамика

- материаловедение

- физика твердого тела и т.д.

Не забудем также количественный анализ процессов, в отличие от качественного, выполнить весьма не просто. Достаточно вспомнить, что для моделирования характера взаимодействия электронов тока с атомами узлов кристаллической решетки проводника была разработана целая теория (если вы заинтересовались, прочтите "Теорию фононов" И. Е. Тамма). Ученые, не имея на тот момент необходимого математического аппарата и физической возможности учесть все взаимодействия в кристаллической решетке проводника, ввели тогда виртуальные частицы — фононы, то есть "псевдочастицы", подчиняющиеся законам распространения акустических волн. Это позволило промоделировать колебательные явления узлов решетки проводника. Подобные приемы применялись учеными и в 17 - 18 веках, когда еще не было науки "термодинамика".

Скептики скажут: "Эвона куды завернули. Фононы, теплород, электроны — зачем?" Мол, для кабеля решающее значение имеют обобщенные и хорошо известные характеристики: сопротивление, емкость, индуктивность.
Да, все правильно, но озабоченные аудиофилы хотели бы получить более определенный ответ на причину различия в звуке кабелей с одинаковыми электрическими характеристиками, но отличающимися материалом проводников и изоляторов (медь, серебро, тефлон или полипропилен)... Почему прогретый кабель, сохраняя те же характеристики, звучит иначе, чем непрогретый? Какой смысл несет направленность кабеля? Аудиолюбители хотели бы услышать и практические советы, например, как долго и каким сигналом прогревать кабели.
Предлагаем читателям собственную попытку обобщить разрозненные факты из жизни кабельного вопроса и сформулировать некоторые советы любителям хай-фая и хай- энда.
Мы будем описывать процессы, происходящие в акустических проводах, и переводить их в "образы".
 

Из теории Фононов:
Свободный электрон пролетает между двух атомов кристаллической решетки, они отталкиваются, возбуждая всю цепочку кристаллов по законам распространения звуковых волн. Возникает ультразвуковой шум, спектр которого разный для серебра и меди. В качестве сравнительного образа мы выбрали струны гитары из серебра и стали, которые имеют одинаковые физические размеры, настроенные на одну ноту и звучащие по-разному.


Прогрев в данном случае увеличивает амплитуду колебаний атомов решетки в проводнике. При прохождении по проводнику переменного тока (в области звуковых колебаний), скин-эффект выталкивает свободные электроны на поверхность проводника, и часть из них "затыкает" электронные дыры в диэлектрике, возникают артефакты. Поэтому очень важен материал диэлектрика. Прогрев кабеля стабилизирует этот обмен до линейного уровня, и провод какое-то время способен "помнить" это состояние.
Под воздействием проходящего тока диполи атомов проводника способны выстраиваться в одном направлении (поляризоваться) и могут сохранять это состояние после воздействия. Существует свой срок "релаксации" различных материалов проводника, которое никто не публикует. Как говорят руководители многих уважаемых кабельных компаний, сроки прогрева кабеля исчисляются неделей. Мы позволим себе предположить, что это состояние кабель сохраняет сопоставимый по продолжительности срок, однако его подключение требует соблюдение направления движения тока (здесь вам помогут стрелки и маркеры на кабелях). Специфичный для материалов проводников "окрас" в звучании кабелей образуется из шумов, ранее описанных, и находится в области ультразвуковых частот, которые отвечают за "фронты" звукового сигнала, что воспринимается как "детализация" и "воздух". Мы предполагаем, что прогрев мало влияет именно на это. Качественные изменения в прогреве кабеля слышны скорее на аналоговой аппаратуре высокого класса.


Итак, первый совет: чем больше кабелей вы “продегустируете”, тем лучше будете слышать нюансы их звучания.


   

По материалам статьи Юрия Фомина на Звуки.Ру

Комментарии (0)

Оставить комментарий